Вы находитесь:

В.О. Роскин. Автопортрет. 1918

Г.И. Лазарев. Лежащая натурщица. 1919

К.К. Медунецкий. Праздник. Ок. 1918

Живопись русского авангарда (1910-е-конец 1920-х гг.)

Национальная галерея обладает небольшой, но довольно цельной коллекцией русского авангарда, в которой представлены имена многих интересных, но нередко забытых художников, не получивших должной оценки исследователей. Большая часть произведений происходит из московского Музея живописной культуры.

Счастливое исключение в этом ряду имен составляет творчество М.В. Матюшина, чрезвычайно востребованное сегодня как исследователями, так и зрителем. М.В. Матюшин – яркая и разносторонняя личность, художник, музыкант, композитор, теоретик искусства, педагог. Научный, исследовательский интерес к проблемам цвета и цветовосприятия характеризует его "Беспредметность", воссоздающую на плоскости объемную кристаллическую конструкцию исключительно с помощью "граней" чистого цвета. Возможно, полотно, созданное в тот же период, что и серия автопортретов-"кристаллов" – 1915-1917, – является одной из интерпретаций этой темы.

Георгий Лазарев был старостой мастерской И.И. Машкова в Государственных свободных художественных мастерских. Принадлежащие его кисти различные по стилю "Натюрморт с лошадиным черепом" и "Лежащая натурщица" иллюстрируют педагогический метод И. Машкова, считавшего обязательным для художника знакомство с разными живописными манерами, в данном случае – с "кубистической" и "машковской". Учеником И. Машкова был и Владимир Роскин. Его "Автопортрет" отличается повышенным психологизмом и экспрессивностью линий и объемов. Константин Медунецкий и Александр Наумов были членами Общества молодых художников. Наумов известен работами в области киноплаката и книжной графики в 1920-е гг. Его "Двое у огня" – свидетельство яркого пластического дарования и мощного творческого темперамента художника. Имя К. Медунецкого больше связывается с именами братьев Стенбергов, активное сотрудничество с которыми привело к образованию нового течения в авангарде - конструктивизма.

1920-е гг. представлены работами художников разных направлений. Русский сезаннизм "Бубнового валета" отражают полотна Р.Р. Фалька и А.В. Куприна, общество "Четыре искусства" – произведения К.Н. Истомина и Д.Н. Лопатникова, деятельность Ассоциации Художников революционной России – ранние работы Ф.И. Модорова, И.Д. Чашникова, общество "Рост" – картина "Пристань" М.И. Недбайло, "Бытие" – живопись В.В. Каптерева, "Младоост" представлен творчеством И.В. Ивановского.

Н.Ж. Беляева