

- Афиша галереи на январь
- Выставка «Белый поток»
- «Шедевры эмальерного искусства XIX-XX веков. Ювелирные ложки»
- Афиша галереи на февраль
- Выставка «Первый среди равных: Николай Жилин»
- Выставка «Земля за горизонтом»
- Выставка «Портрет царя Алексея Михайловича»
- Афиша Национальной галереи
- Выставка «Вмещают Мир мои глаза»
- «Околокультурный квиз»
- Выставка «Магическая реальность»
- Виртуальная выставка «Крымская весна»
- Выставка «Степан Александрович Холопов. Грани жизни и творчества».
- Афиша галереи на апрель
- Встреча с художником
- Виртуальная выставка «Сыктывкарец – значит, лыжник».
- Выставка «Акварельные импровизации Виталия Трофимова»
- Выставка «Мороженые яблоки»
- Выставка «Город ночью прост и вечен…»
- Выставка «Минувших лет живая память»
- Акция "Весна Победы"
- Афиша галереи на май
- Акция «Ночь музеев. Истории о прекрасном»
- Персональная выставка Вениамина Ивановича Смирнова
- Выставка «Писано рукой странника»
- Афиша галереи на июнь
- Детский фестиваль Гамма красок!
- Выставка «Художник путешествует»
- «Северные просторы» Анатолия Бухарова
- «Воинство небесное и земное»
- Красна ложка узором: камнерезное искусство в ложках.
- Виртуальная выставка «Женщина в космосе»
- «Спорт. Лирика и мажор»
- Афиша галереи на июль
- Фестиваль "Макушка лета"
- Выставка «Аллея света»
- ТЕМБР ЛЕТА
- Афиша галереи на август
- «Лоскутная мозаика Республики Коми. Второй сезон»
- Афиша галереи на сентябрь
- Персональная выставка Александра Крымова «ЕЩЁ»
- «Моё трёхмерное пространство»
- Афиша галереи на октябрь
- Выставка «Сезон фотоохоты на особо охраняемых природных территориях»
- Персональная выставка Любови Барыкиной «Искусство в спорте»
- Виртуальная выставка «Страницы истории. К 80-летию Национальной галереи Республики Коми»
- Персональная выставка В. Н. Кислова «Путь»
- «Ночь искусств»
- Выставки народных художественных ремёсел «Душа Севера»
- Афиша галереи на ноябрь
- Концерт «Из века в век»
- Выставка «Процесс»
- Афиша галереи на декабрь
- Семинар «Актуальные практики работы с посетителями в музее»
- Выставка «Дар бесценный»
- Виртуальная выставка «Троице-Стефано-Ульяновский монастырь – центр духовной культуры земли Коми»
- Выставка-реконструкция «Произведения художников Коми АССР к XXX годовщине Великой Октябрьской социалистической революции»
Виртуальная выставка «Р.Р. Фальк. Произведения из фондов Национальной галереи РК»
17 марта 2020 - 30 июня 2020
С 17 марта в Национальной галерее Республики Коми открыта выставка «Р.Р.Фальк. Произведения из фондов Национальной галереи Республики Коми». Для тех, кто планировал, но не успел до карантина посмотреть работы Роберта Фалька в Национальной галерее РК, предлагаем виртуальный вариант выставки.
Большой удачей в собирательской деятельности Национальной галереи РК было пополнение коллекции художников первой половины 20 века произведениями Роберта Рафаиловича Фалька, блистательного живописца, рисовальщика, педагога. Это не только увеличивало количество представленных мастеров этого периода, но и в значительной степени повышало качество музейного собрания.
В фондах галереи хранятся девять произведений Роберта Фалька: восемь рисунков и одно живописное полотно. Впервые они представлены все вместе, единым комплексом. Картина «Стволы в овраге» поступила в 1976 году от наследницы художника, его вдовы Ангелины Васильевны Щекин – Кротовой. Позднее, в 1988 году, у нее же были приобретены восемь первоклассных рисунков, выполненных в 1920-х – 1940-х годах.
Стволы в овраге. 1923. Х., м.
Пейзаж «Стволы в овраге» написан в 1923 году, в тот период, который является самым плодотворным в творчестве мастера. В это время он был уже признанным живописцем и авторитетным педагогом, профессором ВХУТЕМАСа ( ныне Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова). Две ипостаси художника – форма и фактура, воплотились в этом полотне в полной мере: трепет листвы, движение солнечного света, плотность коры стволов - эта тихая жизнь передана убедительно за счет сложности пастозной живописи и причудливой цвето-теневой игры.
Большое место в творчестве Фалька занимала графика, всегда оригинальная: рисунок, акварель, гуашь, пастель. Рисунки мастера, выполненные карандашом, углем, тушью, служили подготовительным материалом к живописным полотнам. В них художник формулировал идею, которую в дальнейшем выражал в картине. Особенно тщательно прорабатывались портретные изображения. Писал живописец в основном близких людей: любимых женщин, детей и друзей – художников, писателей, артистов.
В коллекции НГРК хранятся портреты Потехиной Е.С. (1917), Идельсон Р.В. (1925), Щекин-Кротовой А.В. (1947), Эренбурга И. Г. (1947).
Эскиз к картине "Женщина у пианино" (Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной). 1917. Б., карандаш, тушь.
Портрет Раисы Вениаминовны Идельсон. 1925. Б., карандаш.
Портрет Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой. 1947. Б., карандаш.
Портрет И. Эренбурга. 1947. Б., карандаш.
Часто Фалька привлекало просто интересное выразительное лицо и он брался за карандаш («Портрет рыбака», «Старик»).
Портрет рыбака. 1926. Б., Итальянский и графитный карандаш.
Портрет старика. 1928. Б., карандаш.
Каждый портретный рисунок Фалька обладает необходимым качеством произведения искусства – цельностью. Художник достигает сходства с натурой, но это не главная задача мастера. Объединяющая черта всех портретных изображений Фалька – погруженность в себя, многогранная сложность образа.
Впечатления, полученные Р.Р.Фальком во время жизни в Париже (1928 - 1937) получили отражение в большом количестве его рисунков и акварелей. Легко, непосредственно, с истинно с парижским шармом выполнен набросок с натуры «В концерте (в театре). Париж» (1934).

В концерте ("В театре. Париж"). 1934. Б., карандаш, итальянский карандаш, уголь.
Пресыщенные зрители галерки, за которыми наблюдает автор, почти равнодушно смотрят на происходящее на сцене. Акцентированный темный центр рисунка соответствует моменту.
Иное настроение присутствует в парижских пейзажах. Излюбленные мотивы Фалька – высокие деревья с оголенными стволами, выполненные карандашом, углем, тушью наполнены поэтическим настроением. Эффекта художник добивается используя возможности техники на контрасте белого и черного.
Городской зимний пейзаж. 1929. Б., карандаш, итальянский карандаш, уголь.
Биографическая справка (Источник: jewish.ru).
Роберт Фальк родился 15 октября.27 октября) 1886 года в Москве в семье юриста и шахматиста Рафаила Александровича Фалька (1856—1913) и Марии Борисовны Фальк (1866—1940). Его брат — юрист, социал-демократ Эммануил Рафаилович Фальк (1897—1955).
В 1904—1905 годах учился изобразительному искусству в школе-студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, в частной студии И. И. Машкова, а в 1905—1909 годах — в Училище живописи, ваяния и зодчества, где особое влияние на него оказали В. А. Серов и К. А. Коровин.
В 1909 году, чтобы вступить в брак с Елизаветой Потехиной, крестился.
В 1910 году стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», в деятельности которого принимал участие в 1910—1916 годах.
В 1918—1928 годах преподавал в ГСХМ — Вхутемасе — Вхутеине (ныне МГАХИ им. Сурикова), был деканом факультета живописи.
В 1918—1921 годах работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса.
В 1919 году стал членом Коллегии по делам ИЗО Наркомпроса.
В 1921 году стал членом объединения «Культур-лиге», созданного для развития еврейского искусства, связанного с традиционной культурой на идише.
В 1924 году вместе с другими бывшими членами «Бубнового валета» основал объединение «Московские живописцы».
С 1925 года выступал как театральный художник («Ночью на старом рынке» по И. Л. Перецу, ГОСЕТ; «Путешествие Вениамина III» Менделе Мохер Сфарима, 1927, ГОСЕТ; «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1930, Берлин, «Хабима»; «Заколдованный портной» Шалом Алейхема, 1941, БелГОСЕТ, и т. д.); в театральных работах Фальк оставался живописцем, в оформлении Фальк часто использовал образ, выражающий суть действия.
В 1928—1937 годах жил и работал в Париже.
В 1938 году вернулся в Москву.
Умер 1 октября 1958 года в Москве.
скоро

Кураторы выставки:

Комментарии (0)