

- Афиша галереи на январь
- Выставка «Белый поток»
- «Шедевры эмальерного искусства XIX-XX веков. Ювелирные ложки»
- Афиша галереи на февраль
- Выставка «Первый среди равных: Николай Жилин»
- Выставка «Земля за горизонтом»
- Выставка «Портрет царя Алексея Михайловича»
- Афиша Национальной галереи
- Выставка «Вмещают Мир мои глаза»
- «Околокультурный квиз»
- Выставка «Магическая реальность»
- Виртуальная выставка «Крымская весна»
- Выставка «Степан Александрович Холопов. Грани жизни и творчества».
- Афиша галереи на апрель
- Встреча с художником
- Виртуальная выставка «Сыктывкарец – значит, лыжник».
- Выставка «Акварельные импровизации Виталия Трофимова»
- Выставка «Мороженые яблоки»
- Выставка «Город ночью прост и вечен…»
- Выставка «Минувших лет живая память»
- Акция "Весна Победы"
- Афиша галереи на май
- Акция «Ночь музеев. Истории о прекрасном»
- Персональная выставка Вениамина Ивановича Смирнова
- Выставка «Писано рукой странника»
- Афиша галереи на июнь
- Детский фестиваль Гамма красок!
- Выставка «Художник путешествует»
- «Северные просторы» Анатолия Бухарова
- «Воинство небесное и земное»
- Красна ложка узором: камнерезное искусство в ложках.
- Виртуальная выставка «Женщина в космосе»
- «Спорт. Лирика и мажор»
- Афиша галереи на июль
- Фестиваль "Макушка лета"
- Выставка «Аллея света»
- ТЕМБР ЛЕТА
- Афиша галереи на август
- «Лоскутная мозаика Республики Коми. Второй сезон»
- Афиша галереи на сентябрь
- Персональная выставка Александра Крымова «ЕЩЁ»
- «Моё трёхмерное пространство»
- Афиша галереи на октябрь
- Выставка «Сезон фотоохоты на особо охраняемых природных территориях»
- Персональная выставка Любови Барыкиной «Искусство в спорте»
- Виртуальная выставка «Страницы истории. К 80-летию Национальной галереи Республики Коми»
- Персональная выставка В. Н. Кислова «Путь»
- «Ночь искусств»
- Выставки народных художественных ремёсел «Душа Севера»
- Афиша галереи на ноябрь
- Концерт «Из века в век»
- Выставка «Процесс»
- Афиша галереи на декабрь
- Семинар «Актуальные практики работы с посетителями в музее»
- Выставка «Дар бесценный»
- Виртуальная выставка «Троице-Стефано-Ульяновский монастырь – центр духовной культуры земли Коми»
- Выставка-реконструкция «Произведения художников Коми АССР к XXX годовщине Великой Октябрьской социалистической революции»
Виртуальная выставка "Вечно прекрасное"
16 июля 2021 - 15 августа 2021
Виртуальная выставка знакомит с творческим развитием темы «Скрытая красота», прозвучавшей в новой экспозиции, размещенной в залах Национальной галереи Республики Коми. Собранная из прославленных шедевров, принадлежащих крупнейшим музеям мира, виртуальная выставка представляет искусство Древней Греции, Италии, Испании, Франции, Фландрии и России с времен античности до середины 20 века. Зрительный ряд известных произведений изобразительного искусства позволит заметить, как менялись эстетические представления, с которыми каждый художник подходил к человеку своего времени, характер выразительных средств и художественных характеристик. Произведения выдающихся скульпторов и живописцев раскрывают идеалы красоты человека, характерные для различных эпох. Значительное место в представленных работах отведено прекрасной женщине. Красота прошлых веков продолжает покорять нас в произведениях искусства, как бы не изменялись наши вкусы и эстетические предпочтения.
Голова богини из Александрии. Конец IV- начало III века до н.э. Мрамор. Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Эпохой, в искусстве которой безраздельно господствовала красота человека, явилась культура Древней Греции. Впервые в истории человечества художник поставил выше всего разум и свои законы, создав самих богов по своему образу и подобию. Одним из излюбленных образов александрийской школы становится образ Афродиты, который утрачивает величавость олимпийского божества, приобретая утонченность, лиризм с оттенком легкой грусти.
Венера Милосская. Конец II века до н.э. Мрамор. Лувр, Париж.
Около 350 года до н. э. древнегреческий скульптор Пракситель вылепил обнаженную богиню, которая придерживала упавшие одежды. Скульптор не стремился к воплощению божественного величия, он восславил обаяние живой красоты и женственности. Статуя не сохранилась, но продолжала сиять во многих произведениях более позднего времени.
Аполлон Бельведерский. Ок. 330—320 до н. э. Мрамор (римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара. Оригинал утрачен). Музей Пия-Климента, Ватикан.
Начиная с эпохи Возрождения Аполлон Бельведерский считается высшим совершенством античной красоты. Искусствовед Б. Р. Виппер писал, что «главная пластическая ценность Аполлона Бельведерского… заключается в изящной гибкости его тела, в поразительной лёгкости его словно парящего шага…». Античная статуя изображает древнегреческого и древнеримского бога солнечного света Аполлона в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.
Сандро Боттичелли (1445-1510). Рождение Венеры. Фрагмент. Ок. 1485. Холст, темпера. Галерея Уффици, Флоренция.
В искусстве Возрождения стремление к красоте образа неизменно сочетается с индивидуальной выразительностью. Именно теперь, после многих веков враждебного пренебрежения, изображение нагого тела занимает главное место в искусстве. Словно волшебное видение предстает перед нами образ античной богини любви и красоты.
Джорджоне (1477-1510). Спящая Венера. Ок. 1508-1510. Холст, масло. Дрезденская картинная галерея.
Одним из самых поэтических и возвышенных изображений женской красоты во всем мировом искусстве является «Спящая Венера» итальянского художника Джорджоне. Богиня изображена на лугу, среди цветущей природы. В образе Венеры ощущается мягкость форм, музыкальность линии (мастер был замечательным лютнистом).
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Вирсавия. Ок. 1635. Дубовая доска, масло. Дрезденская картинная галерея.
По-новому сложно и многогранно становится изображение человека искусстве XVII века. Человек в искусстве теперь не мыслится вне окружающей его среды и вещей, помогающих его характеристике.
В картине «Вирсавия» нидерландского художника Рубенса художественные средства звучат в унисон, слагаются в торжественный праздничный гимн, прославляющий любовь, красоту, полнокровную радость бытия человека. Складки одежды и занавеса, падающие струи воды, изгибы арок дворца вторят движениям и очертаниям фигуры.
Диего Веласкес (1599–1660). Венера с зеркалом. Ок. 1647-1651. Холст, масло. Лондонская Национальная галерея, Лондон.
Предположительно, художник Веласкес написал «Венеру с зеркалом» во время своего визита в Италию, так как инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
Сальвадор Дали (1904-1989). Моя обнаженная госпожа, наблюдающая свою собственную внешность, крыльцо трех макушек одной колонны, балдахин и архитектурные превращения. Дерево, масло. 1945. Музей Сальвадора Дали, Фигерас.
Испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали называл эту женщину, ставшую частью его жизни и творчества, Гала – «праздник». Настоящее имя Галы Елена Девулина-Дьяконова. Дочь московского адвоката, она получила известность как жена Сальвадора Дали, именно в ней художник нашел свой идеал женщины, который позднее совпал с выбором постоянной модели для его работ.
Зинаида Серебрякова (1884-1967). Купальщица. 1911. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Первой картиной Зинаиды Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица», для которой ей позировала её сестра Катя. Художница попыталась создать образ, который связывался бы с представлением о здоровье и целомудрии человека.
Иван Кудряшов (1896-1970-?). Портрет (Портрет девушки). 1913. Холст, масло. Вятский художественный музей имени Васнецовых.
Работу такого рода можно было бы назвать «космической абстракцией», навеянной образами внеземных пространств.
Валентин Серов (1865-1911). Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Холст, темпера, уголь. Государственный Русский музей.
Танцовщицу Иду Рубинштейн называли ожившей героиней модерна. У нее была нестандартная внешность, которая по тем временам считалась весьма далекой от канонов красоты: очень высокая («длинная, как день без хлеба», – писали в миланских газетах), субтильная и угловатая («худощавая, как Дон Кихот», – говорил Луначарский). Тем не менее именно такой типаж как раз входил в моду в начале ХХ столетия за рубежом, и парижан декадентский образ роковой женщины сводил с ума.
Использованная литература.
1. Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов: жизнь и творчество: 1865-1911. - Москва: Искусство, 1980. - 547 с.: ил.
2. Дрезденская картинная галерея: альбом / гл. ред.: А. Барагамян; ред.-искусствовед М. Гордеева; авт. текста А. Майкапар. - Москва: Директ-Медиа: ИД "Комсомольская правда", 2011. - 95 с.: ил. - (Великие музеи мира).
3. Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице / авт.-сост. и авт. вступ. ст. В.П. Князева. - Москва: Изобразительное искусство, 1987. - 303 с.: ил.
4. Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых: 1910-2010: альбом к 100-летию со дня рождения Музея / сост. Л.С. Двинянинова и др.; авт. текста Л.Б. Горюнова. - Киров: Вятское книжное издательство, 2009. - 280 с.: ил.
5. Красота человека в искусстве: альбом / авт. текста и сост. И. А. Кузнецова. - 2-е изд., доп. - Москва: Искусство, 1980. - 223 с.
6. Леонардо да Винчи, 1452-1519: альбом / авт. текста К. Егорова. - Москва: Директ-Медиа, 2009. - 48 с. - (Великие художники).
7. Лондонская Национальная галерея: альбом / гл. ред. А. Барагамян; ред.-искусствовед М. Гордеева; авт. текста: А. Майкапар. - Москва: Директ-Медиа: ИД "Комсомольская правда", 2011. - 95 с.: цв.ил. - (Великие музеи мира).
8. Лувр: альбом / гл. ред. А. Барагамян; ред. - искусствовед М. Гордеева. - Москва: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2011. - 96 с.: ил. - (Музеи мира).
9. Музеи Ватикана. Рим: альбом / сост. и авт. текста З. Борисова. - Москва: Изобразительное искусство, 1974. - 242 с.: ил. - (Музеи мира).
10. Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность. - Москва: Республика, 1992. - 162 с.: ил.
11. Эстон М. Ренессанс. - Москва: Белый город, 1997. – 367 с.: ил. - (Энциклопедия мирового искусства).
скоро

Кураторы выставки:
Комментарии (0)