Вы находитесь:
2024

Виртуальная выставка "Вечно прекрасное"
16 июля 2021 - 15 августа 2021

Виртуальная выставка знакомит с творческим развитием темы «Скрытая красота», прозвучавшей в новой экспозиции, размещенной в залах Национальной галереи Республики Коми. Собранная из прославленных шедевров, принадлежащих крупнейшим музеям мира, виртуальная выставка представляет искусство Древней Греции, Италии, Испании, Франции, Фландрии и России с времен античности до середины 20 века. Зрительный ряд известных произведений изобразительного искусства позволит заметить, как менялись эстетические представления, с которыми каждый художник подходил к человеку своего времени, характер выразительных средств и художественных характеристик. Произведения выдающихся скульпторов и живописцев раскрывают идеалы красоты человека, характерные для различных эпох. Значительное место в представленных работах отведено прекрасной женщине. Красота прошлых веков продолжает покорять нас в произведениях искусства, как бы не изменялись наши вкусы и эстетические предпочтения.

Untitled-1.jpg

Голова богини из Александрии. Конец IV- начало III века до н.э. Мрамор. Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Эпохой, в искусстве которой безраздельно господствовала красота человека, явилась культура Древней Греции. Впервые в истории человечества художник поставил выше всего разум и свои законы, создав самих богов по своему образу и подобию. Одним из излюбленных образов александрийской школы становится образ Афродиты, который утрачивает величавость олимпийского божества, приобретая утонченность, лиризм с оттенком легкой грусти.

Skrytaya-krasota0002.jpg

Венера Милосская. Конец II века до н.э. Мрамор. Лувр, Париж.

Около 350 года до н. э. древнегреческий скульптор Пракситель вылепил обнаженную богиню, которая придерживала упавшие одежды. Скульптор не стремился к воплощению божественного величия, он восславил обаяние живой красоты и женственности. Статуя не сохранилась, но продолжала сиять во многих произведениях более позднего времени.

Skrytaya-krasota0003.jpg

Аполлон Бельведерский. Ок. 330—320 до н. э. Мрамор (римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара. Оригинал утрачен). Музей Пия-Климента, Ватикан.

Начиная с эпохи Возрождения Аполлон Бельведерский считается высшим совершенством античной красоты. Искусствовед Б. Р. Виппер писал, что «главная пластическая ценность Аполлона Бельведерского… заключается в изящной гибкости его тела, в поразительной лёгкости его словно парящего шага…». Античная статуя изображает древнегреческого и древнеримского бога солнечного света Аполлона в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.

Skrytaya-krasota0004.jpg

Сандро Боттичелли (1445-1510). Рождение Венеры. Фрагмент. Ок. 1485. Холст, темпера. Галерея Уффици, Флоренция.

В искусстве Возрождения стремление к красоте образа неизменно сочетается с индивидуальной выразительностью. Именно теперь, после многих веков враждебного пренебрежения, изображение нагого тела занимает главное место в искусстве. Словно волшебное видение предстает перед нами образ античной богини любви и красоты.

Skrytaya-krasota0005.jpg

Джорджоне (1477-1510). Спящая Венера. Ок. 1508-1510. Холст, масло. Дрезденская картинная галерея.

Одним из самых поэтических и возвышенных изображений женской красоты во всем мировом искусстве является «Спящая Венера» итальянского художника Джорджоне. Богиня изображена на лугу, среди цветущей природы. В образе Венеры ощущается мягкость форм, музыкальность линии (мастер был замечательным лютнистом).

Skrytaya-krasota0006.jpg

Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Вирсавия. Ок. 1635. Дубовая доска, масло. Дрезденская картинная галерея.

По-новому сложно и многогранно становится изображение человека искусстве XVII века. Человек в искусстве теперь не мыслится вне окружающей его среды и вещей, помогающих его характеристике.
В картине «Вирсавия» нидерландского художника Рубенса художественные средства звучат в унисон, слагаются в торжественный праздничный гимн, прославляющий любовь, красоту, полнокровную радость бытия человека. Складки одежды и занавеса, падающие струи воды, изгибы арок дворца вторят движениям и очертаниям фигуры.

Skrytaya-krasota0007.jpg

Диего Веласкес (1599–1660). Венера с зеркалом. Ок. 1647-1651. Холст, масло. Лондонская Национальная галерея, Лондон.

Предположительно, художник Веласкес написал «Венеру с зеркалом» во время своего визита в Италию, так как инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.

Skrytaya-krasota0008.jpg

Сальвадор Дали (1904-1989). Моя обнаженная госпожа, наблюдающая свою собственную внешность, крыльцо трех макушек одной колонны, балдахин и архитектурные превращения. Дерево, масло. 1945. Музей Сальвадора Дали, Фигерас.

Испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали называл эту женщину, ставшую частью его жизни и творчества, Гала – «праздник». Настоящее имя Галы Елена Девулина-Дьяконова. Дочь московского адвоката, она получила известность как жена Сальвадора Дали, именно в ней художник нашел свой идеал женщины, который позднее совпал с выбором постоянной модели для его работ.

Skrytaya-krasota0009.jpg

Зинаида Серебрякова (1884-1967). Купальщица. 1911. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Первой картиной Зинаиды Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица», для которой ей позировала её сестра Катя. Художница попыталась создать образ, который связывался бы с представлением о здоровье и целомудрии человека.

Skrytaya-krasota0010.jpg

Иван Кудряшов (1896-1970-?). Портрет (Портрет девушки). 1913. Холст, масло. Вятский художественный музей имени Васнецовых.

Работу такого рода можно было бы назвать «космической абстракцией», навеянной образами внеземных пространств.

Skrytaya-krasota0011.jpg

Валентин Серов (1865-1911). Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Холст, темпера, уголь. Государственный Русский музей.

Танцовщицу Иду Рубинштейн называли ожившей героиней модерна. У нее была нестандартная внешность, которая по тем временам считалась весьма далекой от канонов красоты: очень высокая («длинная, как день без хлеба», – писали в миланских газетах), субтильная и угловатая («худощавая, как Дон Кихот», – говорил Луначарский). Тем не менее именно такой типаж как раз входил в моду в начале ХХ столетия за рубежом, и парижан декадентский образ роковой женщины сводил с ума.

Использованная литература.

1. Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов: жизнь и творчество: 1865-1911. - Москва: Искусство, 1980. - 547 с.: ил.

2. Дрезденская картинная галерея: альбом / гл. ред.: А. Барагамян; ред.-искусствовед М. Гордеева; авт. текста А. Майкапар. - Москва: Директ-Медиа: ИД "Комсомольская правда", 2011. - 95 с.: ил. - (Великие музеи мира).

3. Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице / авт.-сост. и авт. вступ. ст. В.П. Князева. - Москва: Изобразительное искусство, 1987. - 303 с.: ил.

4. Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых: 1910-2010: альбом к 100-летию со дня рождения Музея / сост. Л.С. Двинянинова и др.; авт. текста Л.Б. Горюнова. - Киров: Вятское книжное издательство, 2009. - 280 с.: ил.

5. Красота человека в искусстве: альбом / авт. текста и сост. И. А. Кузнецова. - 2-е изд., доп. - Москва: Искусство, 1980. - 223 с.

6. Леонардо да Винчи, 1452-1519: альбом / авт. текста К. Егорова. - Москва: Директ-Медиа, 2009. - 48 с. - (Великие художники).

7. Лондонская Национальная галерея: альбом / гл. ред. А. Барагамян; ред.-искусствовед М. Гордеева; авт. текста: А. Майкапар. - Москва: Директ-Медиа: ИД "Комсомольская правда", 2011. - 95 с.: цв.ил. - (Великие музеи мира).

8. Лувр: альбом / гл. ред. А. Барагамян; ред. - искусствовед М. Гордеева. - Москва: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2011. - 96 с.: ил. - (Музеи мира).

9. Музеи Ватикана. Рим: альбом / сост. и авт. текста З. Борисова. - Москва: Изобразительное искусство, 1974. - 242 с.: ил. - (Музеи мира).

10. Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность. - Москва: Республика, 1992. - 162 с.: ил.

11. Эстон М. Ренессанс. - Москва: Белый город, 1997. – 367 с.: ил. - (Энциклопедия мирового искусства).

Возрастное ограничение 18+

Кураторы выставки:

Муравьева Ирина Андреевна
тел.:286-410 (доб.712)
e-mail:

Комментарии (0)

Добавить комментарий