Вы находитесь:

Виртуальная выставка к 200-летию Федора Михайловича Достоевского
29 ноября 2021 - 31 декабря 2021

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели

будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;

я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Из письма Ф.М. Достоевского – брату М.М. Достоевскому

16 августа 1839 года

11 ноября 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. На сегодняшний день он является одним из самых известных, читаемых и цитируемых русских писателей в мире. Самыми выдающимися произведениями считается его пятикнижие, созданное с 1865 по 1880 год, – это романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все эти годы не только они, но и другие произведения Ф.М. Достоевского издаются в печатном формате, и не одно поколение художников трудилось над оформлением его книг.

В собрании Национальной галереи Республики Коми тема Ф.М. Достоевского, прежде всего, отражена в книжной иллюстрации. Самые ранние из работ относятся к середине ХХ века и принадлежат Ф.Д. Константинову (1910-1997). Фёдор Денисович Константинов – один из корифеев советской книги: в его оформлении вышли десятки произведений русской и зарубежной классики, современному читателю он более всего известен образами героев М.Ю. Лермонтова и хрестоматийным портретом самого поэта. Учителем Ф.Д. Константинова в Московском институте изобразительных искусств (современный Суриковский) был знаменитый В.А. Фаворский, создатель школы советской ксилографии, прививший интерес к этой технике своему ученику.

Ксилография – древнейшая техника вырезания рисунка на дереве и получения его оттиска на бумаге. Относится к техникам высокой печати, поскольку линии нанесенного на дерево рисунка остаются нетронутыми, а пространство рядом с ними углубляется с помощью штихелей, оттиск получается в зеркальном отражении к выгравированному на дереве рисунку. Великим мастером ксилографии считается Альбрехт Дюрер, на протяжении XVI – ХХ веков ксилография была одной из ведущих техник печатной графики. Средствами выразительности в ксилографии является линия (рисунок), контраст черного и белого цвета и вариации тона при переходе от одного к другому (хотя ксилографии могут быть и цветными, тогда для каждого цвета используется отдельная доска), штрих. Совокупность этих средств позволяет наделить художественный образ хорошо выраженной экспрессией – не случайно основатель абстрактного искусства Василий Кандинский в период своего увлечения экспрессионизмом также работал в этой технике.

В 1945 году Ф.Д. Константинов приступил к оформлению романа «Преступление и наказание». В фонде графики Национальной галереи хранятся 9 работ, датированных 1945-1946 годами: титульный лист и 8 иллюстраций. Иллюстрации полосные, т.е. полностью занимающие отдельную страницу, каждая из них создает визуальный образ фрагмента текста. При отборе текста художник руководствовался стремлением сделать к книге такой зрительный ряд, в котором образы героев смогли бы максимально раскрыться перед читателем и с точки зрения жизненной позиции, и конкретных ситуативных чувств. Больше всего внимания уделено Раскольникову (он присутствует почти во всех иллюстрациях), в то же время его встречи с Сонечкой Мармеладовой, старухой-процентщицей, Свидригайловым, Порфирием Петровичем создают яркие и убедительные характеристики других героев. Интересно решение художника вынести рисунок на титульный лист: название книги написано над изображением ночного Петербурга с силуэтом идущего по мостовой человека. Образ города в самом начале книги выступает не только как место действия героев, но и как общественная среда, в которой формируется мировоззренческий вопрос главного героя к себе: «кто я тварь дрожащая» или «право имею».

1.jpg

Константинов Ф.Д. Титул к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1946. Ксилография

2.jpg

Константинов Ф.Д. Раскольников у старухи-процентщицы. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1945. Ксилография

3.jpg

Константинов Ф.Д. Раскольников после убийства старухи в пустой квартире. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1945. Ксилография

4.jpg

Константинов Ф.Д. Раскольников в каморке. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1945. Ксилография

5.jpg

Константинов Ф.Д. Мармеладов в трактире. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1945. Ксилография

6.jpg

Константинов Ф.Д. Раскольников и Свидригайлов. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1945. Ксилография

7.jpg

Константинов Ф.Д. Порфирий Петрович и Раскольников. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1945. Ксилография

8.jpg

Константинов Ф.Д. Разговор Раскольникова с Сонечкой. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1945. Ксилография

9.jpg

Константинов Ф.Д. Сцена у Мармеладовых. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1945. Ксилография

Книга с иллюстрациями Ф.Д. Константинова вышла в Государственном издательстве художественной литературы, Москва-Ленинград тиражом в 10 000 экземпляров в 1948 году. Второй раз роман с его же иллюстрациями был выпущен в 1961-ом, к этому изданию в галерее хранится только один оттиск – погрудный портрет Раскольникова, служащий фронтисписом книги. Поскольку фронтиспис располагается на одном развороте с титулом, можно предположить, что титульный лист был изменен, однако выяснить, каким предстает иллюстративный ряд, на данный момент не удалось. Что касается образа Раскольникова, то художник наделил его романтическими чертами, в то же время крупный план, эмоциональная штриховка, черно-белый контраст усилили выразительность образа, подчеркнули его трагичность, настраивая читателя на сочувствие и сопереживание судьбе главного героя.

10.jpg

Константинов Ф.Д. Раскольников. Фронтиспис к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1960. Ксилография

Если коллекция галереи пополнилась произведениями Ф.Д. Константинова в 1979 году, благодаря централизованной передаче из Дирекции художественных фондов, то следующие иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского появились в галерее только в 1997-ом, они были переданы в дар вдовой художника В.Н. Минаева.

Владимир Николаевич Минаев (1912-1993) – советский живописец и график, в области книжной иллюстрации работал со второй половины 1940-х годов, первоначально преимущественно в жанре сказки. В.Н. Минаев хорошо узнаваем по индивидуальной манере письма – художник выработал её в 1960-е годы, и практически первое произведение, исполненное в авторской манере – «Как закалялась сталь» Н. Островского – принесло ему успех и открыло дорогу в мир оформления классической литературы. В этой же манере выполнены и иллюстрации к «Братьям Карамазовым», хранящиеся в галерее.

Творчество Ф.М. Достоевского вошло в книжную графику художника на рубеже 1960-х – 1970-х годов: В.Н. Минаев начинает работать сразу над двумя произведениями писателя – романом «Братья Карамазовы» и повестью «Кроткая» (оба изданы в 1973 году). Роман вышел в серии «Библиотека всемирной литературы», в издательстве «Художественная литература», с суперобложкой и 16 иллюстрациями-вкладышами. В коллекции галереи представлены варианты иллюстраций (их всего две) – из тех, что не вошли в окончательный формат книги, – «Алеша и Митя» и «У постели больного Илюшеньки». Интересен факт, что художник создал большое количество иллюстраций к книге, в 2017 году роман был вновь издан в его оформлении, дополненный не опубликованными ранее работами (издательство «Речь», Санкт-Петербург).

Узнаваемость индивидуальному стилю Минаева придает особая фактура его письма, воспринимаемая одновременно как живописная и графическая (художник работал в своеобразной смешанной технике, используя и графические, и живописные средства). К другим характеристикам авторского стиля можно отнести условность рисунка, который нередко носит резкий, острый характер и включает в себя четкий черный контур, сдержанный монохромный цвет, усиливающий напряжение и внутренний драматизм изображенного, черты романтической приподнятости, отражающиеся в экспрессии образов.

11.jpg

Минаев В.Н. Алеша и Митя. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». 1971. Смешанная техника

12.jpg

Минаев В.Н. У постели больного Илюшеньки. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». 1970. Смешанная техника

В 1984 году в Коми республиканском художественном музее состоялась персональная выставка Бориса Львовича Непомнящего (1945 г.р.), художника из Великого Новгорода. С выставки были приобретены несколько работ, среди них – две композиции по мотивам романа «Братья Карамазовы» и три листа серии «Ф.М. Достоевский в Старой Руссе».

Произведения 1978 года – первые в творчестве Б.Л. Непомнящего, в которых он обратился к произведениям Ф.М. Достоевского. По высказываниям художника, он «заболел» Достоевским в 33 года, открыв для себя мир писателя и поняв, насколько он гениален. Первая серия состоит из четырёх цветных офортов – композиций по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», два из них – «Тревожная ночь» и «Перед казнью» есть в коллекции галереи. Искусствоведы пишут, что «образы офортов отстранены от зрителя, они где-то там, далеко. Они очищены от бытовых черт, но вместе с тем вполне узнаваемы и не противоречат тексту».

13.jpg

Непомнящий Б.Л. Перед казнью. Композиция по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». 1978. Цветной офорт

14.jpg

Непомнящий Б.Л. Тревожная ночь. Композиция по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». 1978. Цветной офорт

В 1981 году художник продолжил тему Достоевского, связав её с городом, где были написаны три из последних романов его пятикнижия – Старой Руссой: В 1872 году Достоевские сняли здесь дачу, позже купили дом, в котором жили большую часть года, перебираясь в столицу только на зиму. Старая Русса не только стала прообразом Скотопригоньевска, где разворачивается действие романа «Братья Карамазовы», но ее черты угадываются и в «Бесах», и в «Подростке». Каждый из листов этой серии посвящен отдельному роману, работы сложны по композиции: они включают основных героев произведения, хорошо узнаваемые в текстах приметы города, а также образ самого писателя, проявляющийся сквозь воздушную среду и олицетворяющий величие его гения.

15.jpg

Непомнящий Б.Л. «Бесы». Из серии «Ф.М. Достоевский в Старой Руссе». 1981. Цветной офорт

16_1.jpg

Непомнящий Б.Л. «Братья Карамазовы». Из серии «Ф.М. Достоевский в Старой Руссе». 1981. Цветной офорт

17.jpg

Непомнящий Б.Л. «Подросток». Из серии «Ф.М. Достоевский в Старой Руссе». 1981. Цветной офорт

Работы этой серии, как и предыдущие, выполнены в технике цветного офорта. Офорт обладает огромнейшим набором средств выразительности, не случайно к нему обращались величайшие художники, включая того же Альбрехта Дюрера, Франсиско Гойю, Харменса ван Рембрандта, Сальвадора Дали. Настоящие мастера при помощи техники глубокой печати, в которой рисунок на покрытой лаком металлической пластине сначала процарапывается гравировальной иглой, а потом протравливается с помощью кислоты, создавали множественные варианты характеристик линий рисунка и переходов цвета, способные воплотить самые различные нюансы задуманного, приблизив его к вершинам эстетического восприятия. В настоящее время, в век компьютерной графики, техника офорта не столь распространена, прежде всего, из-за своей сложности и трудоёмкости. Б.Л. Непомнящий – один из немногих, кто остается её приверженцем на протяжении всех лет творческой деятельности, считаясь сегодня одним из самых признанных в России мастеров офорта.

Приверженцами цветного офорта являются и пензенские художники Н.М. Сидоров (1922-2009) и А.С. Король (1926-2020). Многие работы они написали в соавторстве, как и портрет Ф.М. Достоевского, включенный в собрание галереи. Портрет усложнен техникой акватинты, создающей зернистость живописной фактуры и передающей мягкость и насыщенность тона (в местах её воспроизведения в кислотоупорный лак подмешивается канифольная пыль). Ф.М. Достоевский предстаёт в нём в образе мыслителя, глубоко погруженного в раздумья и держащего в руках книгу – символ своего творчества, в котором он попытался разгадать тайну человеческой природы и которое стало частью общечеловеческой культуры, наследуемой следующими поколениями. Образ писателя тесно связан с образом Петербурга, последний узнаваем атмосферой летних белых ночей, водной гладью Невы и силуэтом Петропавловской крепости, откуда петрашевцев в декабре далёкого 1849 года везли на казнь, замененную в последний момент помилованием. Начинающий писатель Фёдор Достоевский был осужден на 4 года каторги, лишен всех прав и отправлен в Омскую крепость…

18.jpg

Сидоров Н.М., Король А.С. Портрет Ф.М. Достоевского. 1976. Б., цв. офорт, акватинта

Кураторы выставки:

Кочерган Людмила Ивановна
тел.:286-410 (доб.710)
e-mail:

Комментарии (0)

Добавить комментарий