Вы находитесь:

Виртуальная выставка «Крымская весна»
16 марта 2023 - 30 апреля 2023

В XIX веке Крым привлекал и восхищал людей искусства. Живописный полуостров любили многие русские художники, писатели, поэты, театральные деятели и музыканты. Великолепные пейзажи и удивительные места Крыма оставили след в творчестве и судьбе многих художников. Каждый из живописцев, работавших в Крыму, нашел в нем нечто своё, заветное и необычное.
Практически все выпускники Императорской Академии художеств и других учебных художественных заведений побывали в свое время в Крыму и оставили в своем наследии немало работ, посвященных этому райскому уголку земли. Устойчивый интерес к образу крымской природы сохранялся в течение всего XIX века.
Представляем вашему вниманию произведения из коллекции Национальной галереи Республики Коми, посвящённых Крыму.

В коллекции Национальной галереи Республики Коми хранится работа неизвестного русского художника середины XIX века «Крымский пейзаж. Ай-Петри».

1.jpg

Неизвестный художник середины 19 века. Крымский пейзаж. Ай-Петри. Холст, масло. НГРК.

Камерный пейзаж изображает панорамный вид на горный массив Ай-Петри. В центре композиции низкие постройки жилищ крымских татар с плоскими крышами. В глубине, на фоне голубого неба, - горный массив Ай-Петри. Работа словно напитана жарким южным солнцем в разгар летнего дня, и кажется, что согретый воздух опьяняет. Романтический пейзаж сообщает умиротворённое и расслабленное состояние. В 1928 году работу передали в Коми областной краеведческий музей из Государственного музейного фонда, куда ранее она была определена из Московского Румянцевского музея.

Еще одно произведение из собрания НГРК, посвященное горной гряде Ай-Петри, принадлежит кисти Ивана Андреевича Иванова. Расцвет творчества художника приходится на 1840-е годы, к этому периоду и относится произведение «Крым. Алупка». Это летний южный пейзаж, берега небольшого водоёма в котором окружены пышными зелёными зарослями, над ними возвышается стройный кипарис. В глубине на фоне беспокойного облачного неба — горная гряда Ай-Петри, окутанная легкими летящими облаками.

2.jpg

Иванов Иван Андреевич. Крым. Алупка. 1840-е. Холст, масло. НГРК. До 1928 года работа хранилась в Государственной Третьяковской галерее.В 1928 году работа передана в Коми областной краеведческий музей. В 1952 году - в Коми республиканский художественный музей.

Жил Иван Андреевич в Петербурге, служил в Почтовом ведомстве и страстно любил живопись. Его художественные опыты принесли ему известность — он имел покровителей среди известных российских художественных меценатов. Его пейзажи и картины на бытовые темы пользовались большим спросом.

В 20-е годы XIX в. в русском искусстве возникает особый интерес к теме морской стихии, образ которой становится символом романтического восприятия личных и общественных проблем новой эпохи. Появляются поэтические элегии В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского. Художники Сильвестр Щедрин и Максим Воробьев создают марины в романтическом ключе, отличающиеся приподнятостью, взволнованностью, гармоничностью. Именно в это время формируется талант великого певца моря Ивана Константиновича Айвазовского.

Иван Константинович (1817–1900) является самым известным русским художником-маринистом. Он в мельчайших деталях запечатлевал и спокойное и бушующее море, заливы и побережья. Иван Константинович писал удивительные лунные ночи, закаты и рассветы в Крыму, передавая неповторимую атмосферу. Мало кто знает, что Айвазовский свободно разговаривал на крымско-татарском языке. Художник уважал крымских татар и так же с уважением относился к их культуре.

Жизнь и творчество Ивана Константиновича Айвазовского, признанного мастера морского пейзажа, прочно переплетены с Крымом. Он родился в Феодосии. Один из самых успешных мастеров своего времени, был признан как на территории Российской империи, так и за границей. Однако в расцвете славы художник вернулся в родную Феодосию и приложил грандиозные усилия для того, чтобы изменить любимый город к лучшему.

Одним из самых эффектных полотен в коллекции Национальной галереи является пейзаж И. К. Айвазовского «Закат на море» (1856).

3.jpg

Айвазовский И.К. Закат на море. Холст, масло. 1856. НГРК.

В 1928 году работа была передана в Коми областной краеведческий музей из Государственного музейного фонда. В 1952 году - в Коми республиканский художественный музей.

Предположительно, на нём изображена именно Феодосия. Название города в переводе с древнегреческого языка означает «Богом данная». Перед нами раскинулся райский уголок: очаровательный мирный пейзаж несёт в себе все черты традиционного академического романтизма: образ моря – изменчивой стихии, ставшей излюбленной темой романтиков; вечер, как переходное время суток, несущее в себе таинственные превращения, неясные звуки; всплеск ярких красок закатного солнца в быстро опускающихся на землю сумерек.

Однако художника интересует не только природа, но и тихая жизнь людей, размеренное течение которой мы наблюдаем на побережье. На первом плане - виноградники, на которых работает небольшая группа людей. Справа поднимаются два высоких дерева, под которыми приютилась белая мазанка. На втором плане - полоса моря и три парусника на воде. В глубине - вырастающие из воды скалы, за которые опускается яркий диск солнца, золотом освещающий небо, занимающее большую часть композиции.

Гурзуф – поселок городского типа, расположенный на южном берегу Крыма. Он являлся вдохновителем для многих художников и поэтов, в числе которых были и И.К.Айвазовский, И.И.Шишкин, К.А. Коровин, А.С. Пушкин и др. Они запечатлели в своих работах прекрасные уголки этого курортного места с его жителями, архитектурой и растительным миром. В фондах галереи есть небольшое произведение, посвященное этой местности. «Гурзуф. В горах» (1957) принадлежит кисти Сергея Алексеевича Лучишкина (1902-1989) и открывает перед зрителем горные хребты, согревающиеся в лучах южного солнца в разгар летнего дня. Колорит произведения доносит до зрителя ощущение теплого, пьянящего, раскаленного воздуха.

4.jpg

Гурзуф. В горах. 1957. Картон,масло. НГРК

Сергей Лучишкин с детства увлекался рисованием, занимался в Свободных художественных мастерских у А.Е. Архипова. С первой половины 1930-х годов Сергей Лучишкин работал в реалистической и соцреалистической манере.

Имя художника Федора Федоровича Платова (1895 - 1967) хорошо известно тем, кто интересуется акварельной живописью. Его произведения регулярно появлялись на московских и всесоюзных выставках. Небольшие по размеру, камерные работы Платова всегда отличала большая художественная культура, артистичность исполнения, великолепное знание техники акварели. Это мы можем отметить и в его произведении из фондов Национальной галереи. Живописец, график и поэт Фёдор Фёдорович родился в Ялте. Вся его творческая биография была связана с Москвой, где он учился И.И. Машкова и Л.О. Пастернака, участвовал в выставках разных объединений, вёл активную преподавательскую деятельность. Однако художник неизменно возвращался в родной Крым, которому посвятил несколько акварелей с изображениями местной природы. Крымские ландшафты он интерпретирует в сдержанных холодных тонах, используя приглушённую, но сложно и богато разработанную цветовую палитру.

5.jpg

Платов Фёдор Фёдорович. Крым. Море. Бумага, акварель. 1937. НГРК

Крымским стройным кипарисам посвящает свое произведение Торлопов Станислав Анфимович (1936-2015).

6.jpg

Торлопов Станислав Анфимович. Крымские кипарисы. Холст, масло. 1981

В свойственной ему сдержанной колористической манере, Станислав Анфимович изображает ряд кипарисов, которые высятся на переднем плане вдоль набережной моря. От произведения веет безмятежным спокойствием. Лаконичные изобразительные средства и темпераментная манера исполнения создают особенный поэтический образ южной природы. Эта работа передает основной лейтмотив всего творчества Санислава Торлопова – художник перед величием природы.

7.jpg

Павлоцкий Владимир Яковлевич. Домик в Гурзуфе (Крым). Холст, масло. 1998

Тонкий лирик в пейзаже, Павлоцкий Владимир Яковлевич (1925-2016) запечатлевает Гурзуф с стилизованными глинобитными домиками и с такими же стилизованными тополями и людьми. Он обладал редким даром колориста, тонко чувствовал и передавал пластическую сущность вещей, что мы и наблюдаем в произведении из фондов НГРК.

Кураторы выставки:

Садовникова Екатерина Валерьевна
тел.:24-05-07
e-mail:

Комментарии (0)

Добавить комментарий