16 февраля в залах Национальной галереи Республики Коми состоялась презентация книги Татьяны Яновны Рожиной «Интервью у своей памяти».
Друзья и коллеги Татьяны Яновны, пришедшие прохладным вечером в залы галереи, получили в подарок, подписанные ею экземпляры книг.
Разговаривая со своими гостями, Татьяна Яновна рассказывала о своем знакомстве с с художником Юрием Размысловым, и о той самой мысли, которую она хотела донести до своего читателя.
По словам автора, книга будет интересна в первую очередь молодому читателю, здесь каждый сможет отыскать свой собственный путь к успеху.
«Летучий голландец»
Первая моя встреча с художником Юрием Размысловым произошла в конце 90-х годов. Я искала героя для своей телевизионной авторской рубрики «Что человеку надо?». Мой муж сказал: «Зайди в мастерскую напротив моей. Об этом художнике никто никогда не писал, тем более не снимал фильмов». Тогда Юрий Иванович показался странным, чудаковатым и непонятным для меня. Я сделала о нем передачу.
Следующий раз мы с ним встретились в 2007 году в Национальной галерее Республики Коми, где открылась персональная выставка Юрия Размыслова, приуроченная к 75-летию художника. Зритель, впервые увидевший картины этого художника, и не знавший его лично, наверно, мог бы подумать, что это фантазии молодого человека. И лишь пристальнее всмотревшись в мир художника, можно увидеть скрытую глубину, не поддающуюся объяснениям словами. Несмотря на свой преклонный возраст, Юрий Иванович действительно молод душой, и, безусловно, богат духовно.
Входя в залы галереи, попадаешь в мир буйства красок и как будто бы слышишь музыку Чюрлениса, композитора, живописца, поэта. Его считают автором музыкальной живописи. Познакомившись с Юрием Размысловым поближе, понимаешь, что это не фантазии, а мир, в котором и живет художник. Он видит то, что не дано видеть многим людям, или они сами не хотят замечать другие, тонкие миры, существующие параллельно с нами. Возможно, Мастер видит то, что будет дано увидеть нам лишь после нашей смерти. Он пытается понять и по-своему интерпретировать смысл мироздания.
Юрий Размыслов не получил специального художественного образования, однако, его по праву можно назвать настоящим художником, а Художник – это и пророк. И вся его жизнь может служить подтверждением знакомой всем истины: «Нет пророка в своем Отечестве». О Юрии Ивановиче нет сведений ни в энциклопедии Республики Коми, ни в библиографических справочниках, ни в других специальных изданиях, посвященных художникам Республики Коми. Лишь в последнее время начинают появляться отдельные статьи о его творчестве.
Национальная галерея Республики Коми несколько лет назад приобрела пять картин Юрия Размыслова. Возможно после этой, третьей по счету его персональной выставки, у галереи найдутся средства приобрести и другие работы художника. У Размыслова нет достойной мастерской и пока все работы, а их более 200, Юрий Иванович желает оставить на хранение в Национальной галерее.
Свою теперешнюю жизнь Юрий Иванович называет «нищенской». Да, у художника, работы которого трудно оценить в денежном эквиваленте, нет ни приличной одежды, ни обуви. Можно сразу возразить на устойчивое обывательское мнение о художниках, как о «пропойцах», - Юрий Размыслов не пьет, не курит, занимается спортом, говорит, что до 100 раз может подтянуться на турнике. В молодости играл в футбол, занимался борьбой и тяжелой атлетикой, и если бы не стал художником, то, по его словам, был бы спортсменом.
Выйдя на пенсию, Юрий Иванович стал вегетарианцем, но это не только из-за финансовых трудностей, но и из убеждений. Охотников Размыслов считает хищниками, и чтобы хоть как-то остановить истребление животных, он излил свою любовь к лесным обитателям в картине «Лоси», где почти очеловечил лосей, изобразив их вместе с детенышами. Доброта, любовь и оптимизм разлиты во всех его работах. Хотя темы, выбранные художником, вроде бы и не должны располагать к этому. Судите сами хотя бы по названиям его работ: «Война Богов», «Осколок древнего мира», «Апокалипсис»… Апокалипсис, пророчество о конце света, у многих ассоциируется с чем-то мрачным. Картина же «Апокалипсис» Размыслова написана в светлых тонах. В изображении лошадей художник использует голубую, розовую и белую краски. Юрий Размыслов любит рисовать лошадей, это у него еще с детства, которое прошло в деревне Тупицино села Палевицы Сыктывдинского района Республики Коми. Его отец был колхозным конюхом, и маленький Юра, много времени проводивший с лошадьми, полюбил их.
Художник с удовольствием комментирует свои работы посетителям галереи. Действительно, неподготовленному зрителю трудно разобраться в образах и аллегориях, которыми насыщенны его картины. Юрий Иванович много читает, в частности, эзотерическую литературу, знаком с древней индусской и греческой мифологией, преданиями и легендами коми народа. Все это находит отражение в его полотнах. Надо видеть глаза художника, светящиеся счастьем, когда он рассказывает о своих работах, которые называет своими детьми, других детей у него нет. Талантливые люди, как правило, одиноки. Картину «Летучий голландец», на которой изображен корабль-призрак, Размыслов называет своим автопортретом.
По-житейски обидно, что лишь после смерти художника, как правило, картины выставляются на аукционах по заоблачным ценам, а при жизни мастер влачит нищенское существование. И как порвать этот порочный круг? Картины Юрия Размыслова предлагали выставить на Бьеннале 2003 во Флоренции, а они могли бы демонстрироваться и на других престижных международных выставках, где бывают состоятельные коллекционеры, ценители абстрактного искусства. Но все упирается в так называемый «первоначальный капитал», необходимый для участия и поездки на эти выставки.
Образы приходят Юрию Ивановичу в сновидениях, и он в своих произведениях открывает параллельные миры как театральный занавес. Иллюстрацией этому может в частности служить картина «Выход из параллельного мира». Искусство всегда исповедально. Художник распахивает перед нами свои мысли и чувства, он не изображает повседневную реальность, а выплескивает на полотна свой внутренний мир, и мы видим, что это мир чистого, искреннего, доброго человека. Хрупкой душе Мастера порой бывает очень больно, когда ее топчут чьи-то «грязные сапоги». Есть талант творца, но ведь есть и талант зрителя. Профессионалы, как правило, о работах коллег либо молчат, либо восторгаются ими. И в этом восторге, также как и в молчании проявляется глубокое понимание тех мук творчества, которые испытывает Художник. Время – вот истинный судия. И стоит иногда просто помолчать, чтобы в благоговейном безмолвии попытаться увидеть свет, идущий от работ Мастера.
Отрывок из книги «Интервью у своей памяти» Т.Я. Рожина