Вы находитесь:
2024

Виртуальная выставка «Слава Земли Коми»
08 июня 2022 - 31 декабря 2022

«Слава Земли Коми»

«Люблю твои бескрайние просторы,
Республика любимая моя!
Леса и реки, красоту природы
Ты даришь нам, родимая земля.
Гордимся мы богатством Коми края,
Героями твоими. Милая, родная!
Заснеженная, щедрая, лесная,
Живи и процветай! Республика моя!»
(С. Махнева «Республика моя!»)

Ко Дню России Национальная галерея Республики Коми представляет выставку «Слава земли Коми», посвященную выдающимся деятелям культуры, прославивших нашу Республику.
Каждый из героев этой выставки по-своему воспевал красоту и величие родного края, преумножая его богатство. Это художники, музыканты, ученые, писатели, чье наследие мы до сих пор изучаем и осмысливаем, чьи судьбы до сих пор влияют на нас.
Иван Алексеевич Куратов (6 (18). 07. 1839 — 17 (29). 11. 1875) - основоположник литературы коми, лингвист, переводчик, поэт.
24489095.jpeg

Ермолин Р.Н. "Портрет коми писателя И.А. Куратова".1977. Из фондов НГРК

Его поэзия жанрово многообразна: любовная лирика, бытовые зарисовки, острая сатира, философская притча, поэма, исторический рассказ, басня, эпиграмма, перифраз и пародия. Кроме того, И. А. Куратов переводил на коми язык отечественных и зарубежных поэтов: И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Горация, Р. Бернса и др.В рукописях И. А. Куратова выявлено 24 языковедческие работы (наиболее значительные - "Зырянский язык", "Грамматика зырянского языка", "Местоимения", "Материалы для пермского толкового словаря"), из которых при его жизни были опубликованы только две.
Творчество И. А. Куратова стало широко известно лишь в XX веке. Его произведения были опубликованы в 1903 году в Хельсинки, затем в 1923 году в альманахе «Парма ель» («Лесной ручей») и в 1926 году в сборнике «Коми гижысьяс» («Коми писатели»). Первый сборник стихотворений И. А. Куратова «Гижöд чукöр» («Собрание сочинений») вышел в 1932 году.
Главное произведение И. А. Куратова – поэма «Яг-морт». Эта поэма, ставшая делом всей жизни писателя, сконцентрировала его раздумья о народном характере.Более подробно о жизни, творчестве и личности Ивана Алексеевича можно прочитать в книге Павла Лимерова «Иван Алексеевич Куратов».
Виктор Алексеевич Савин (10 (22). 11. 1888 — 11.08. 1943) - коми советский поэт, драматург, актёр. Один из зачинателей коми советской литературы и театрального искусства. Автор стихов и поэм, прославляющих партию и революцию, лирических песен в народном стиле, сатирических фельетонов, басен. Основатель коми национального театра.
hUDRE1nsv1GCIPvH6OohexaGJopjVkrvzQikjhuEOQCWHx7S1eMCxW9gjtAdERIOTEDhIxE_iyahL14jL7B3_8m3.jpg

Борисов Ю.Г. "Коми поэт, писатель и драматург Виктор Алексеевич Савин". 1965. Из фондов НГРК

Его стихи часто принимали за народные песни. Строки его произведений превращались в пословицы и поговорки. Виктор Савин стал первым и самым талантливым певцом Коми края, который возродился после Октябрьской революции.
Современники отмечали его как необыкновенно одаренного и разностороннего человека. Ему удавалось буквально все – юмористические сценки, сатирическая миниатюра, народно - поэтическая баллада, лирические композиции и песенные сюиты. Савин оставил после себя множество дружеских посланий и небольших поэм. Уникальность Виктора Савина в том, что он обогатил коми поэзию разговорными, живыми коми словами. По мнению коми критика Забоева, Савин хорошо разбирался в коми народной поэзии, и именно это сделало поэзию самого Виктора своеобразной и уникальной. Феномен поэтического слова Савина в том, что ему удалось поднять до нового уровня уже существующие формы народной коми поэзии. Он удивительным образом объединил их с разговорной речью, и получился сплав, который остается необычным и неповторимым и сейчас. Нужно отметить, что Савин вел свои изыскания в то время, когда традиции народного творчества тесно переплетались с открытием новых языковых форм в 20-е годы 20-го века.
Прометей Ионович Чисталев (1921-1988) -уроженец поселка Нювчим, выпускник физико-математического факультета Коми государственного педагогического института, коми композитор, ученый финно-угровед, собиратель коми национальных музыкальных инструментов.

7h1n9mQDU3i4KNxnT6szACLy-BBDxT6Ql8kgvcuQmv3A2sUoM3qUeIxWjI1Dt85ubOG0gsBxeqdH-h1BjzkhUXhY.jpg

Козлов Э.В. "Портрет П.И. Чисталева". 1977. Из фондов НГРК

П. И. Чисталев почти ежегодно выезжал в экспедиции, лично знакомясь с народными исполнителями, с традиционными способами извлечения звука на различных народных инструментах, но и то, что, вернувшись с поля в стационар, он сидел над записями часами, вслушиваясь в звучание народных песен и инструментальных наигрышей, тщательно делая нотные расшифровки. Можно только удивляться его усидчивости и настойчивости. Сколько же времени и труда пришлось вложить ему, прежде чем появились первые высокопрофессиональные научные статьи о песнях. Зато, как отмечали специалисты, "для его музыкального стиля характерны национальный склад мелодики, выразительность образов, доступность музыкального языка, простота гармонии".
Совместно с фольклористами-словесниками в 60-е годы им был создан трехтомный свод "Коми народные песни", отмеченный Государственной премией Коми АССР. В свод вошли песни и причитания Лузы, Сысолы, Вычегды, Ижмы, Печоры, Выми, Мезени и Вашки (по бассейнам рек).
Одновременно со сбором и изучением словесно-музыкального фольклора Прометей Ионович увлеченно исследовал коми народные музыкальные инструменты. Это позволило ему подготовить и в 1974 г. защитить кандидатскую диссертацию "Коми народные музыкальные инструменты". Это исследование П. И. Чисталева нашло практическое применение в развитии коми самодеятельной и профессиональной музыкальной культуры.
С 1971 г. он работал в составе авторского коллектива над созданием трехтомной "Истории коми литературы", первый том которой целиком посвящен фольклору. Для этого издания П. И. Чисталевым написаны глава "О напевах коми песен" и разделы музыкального фольклора в главах "История собирания и изучения коми фольклора" и "Фольклор советского периода".
В последние годы вышли такие печатные работы П. И. Чисталева, как препринт "Музыкальные инструменты пермских народов", а также статьи "Традиционные и современные формы бытования коми народных музыкальных инструментов", "Коми-удмуртские музыкально-этнографические параллели" и т.д. Он был участником многих всесоюзных и региональных конференций, выступал с докладами на III и V Международных конгрессах финно-угроведов.
Научные исследования и композиторская деятельность Прометея Ионовича высоко оценена как отечественными, так и зарубежными специалистами.
Яков Сергеевич Перепелица (1927 – 1990)
Имя Я. С. Перепелицы широко известно в нашей республике. Он родился 13 октября 1927 года в Харьковской области. Приехал в Коми край в 1935 году. Окончил музыкальное училище по классу баян. Работал концертмейстером, а затем хормейстером в ансамбле песни и танца Коми АССР. Написал музыку к балетам «Яг морт» и «Домна Каликова», оперетту «Песни к звёздам», детский музыкальный водевиль «Тидль и Дудль».
ChOKPkUZGZXjaWpe81BcOEyBVW-QGvY0CeYP-wvhN1ruBe0ijLEC72gn9CK3dtC4R4Byqsdq8iV9-5GjyEs7NA_j.jpg

Ермолин Р.Н. "Портрет композитора Якова Перепелицы". 1967. Из фондов НГРК

Композитор написал музыку более чем к 20 спектаклям драматического театра. Он автор многих инструментальных сочинений. Написал более 200 песен, романсов, баллад. Наиболее популярные его песни «Красная рябина», «Деревенька моя», «Живи, моя республика». В музыкальном училище он воспитал не один десяток молодых музыкантов.
Я.С. Перепелица – заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств Коми ССР, лауреат Государственной премии Коми АССР. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Легендарный первый национальный балет Якова Перепелицы «Яг-Морт» («Лесной человек») – творческая визитная карточка театра, веха в развитии музыкально-театрального искусства республики.
Виктор Петрович Морозов (1941 – 2000) - композитор, дирижер-хормейстер и режиссер - постановщик
.24489195.jpeg

Ермолин Р.Н. "Портрет Виктора Морозова". 1992. Из фондов НГРК

Родился в 1941 г. в с. Михайловка Зырянского района Томской области.Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991), дважды лауреат Государственной премии Республики Коми им. В.А. Савина (1976, 1996). Окончил НГК им. М. И. Глинки (1963–1969). После ее окончания работал дирижером и художественным руководителем Красноярского ансамбля танца, Ансамбля песни и пляски Сибирского военного округа.В 1974 г. Морозов приезжает в Сыктывкар и возглавляет художественное руководство Государственным ансамблем песни и танца Коми АССР «Асья кыа», с которым связывает свою дальнейшую творческую жизнь. Уже в 1976 г. Ансамблю присваивается звание Лауреата премии Коми комсомола, в 1978 г. ансамбль «Асья кыа» занимает первое место на Всесоюзном смотре-конкурсе ансамблей песни и танца в Москве, где его художественный руководитель признается лучшим в России. Ярко представляя Коми национальное искусство в стране и за рубежом, Морозов вывел ансамбль в число ведущих коллективов Российской Федерации. Он является автором сценариев, музыки, сценографии, режиссером-постановщиком 9 концертных программ, среди которых ставшие золотым фондом «Усть-Сысольские святки», «Таежная сказка», «Многоцветье Севера». Известность принесли Морозову и его тематические концертные программы, составленные из коми народных песен и произведений композиторов Коми. В 2005 г. Государственному ансамблю песни и танца Республики Коми «Асья кыа» было присвоено имя Виктора Петровича Морозова. Умер 25 июня 2000 г. в г. Сыктывкаре.
Талантливый музыкант, дирижер и композитор, требовательный режиссер и руководитель, В. Морозов умело объединил неповторимые национальные песенно-танцевальные традиции народа коми, уходящие корнями в многовековую культуру, с современной формой и подачей материала. В результате глубокого изучения коми и финно-угорского фольклора, этнографии, поисков самобытности ансамбля и была найдена та «изюминка», что отличает сегодня Коми ансамбль от многих других подобных коллективов. В. Морозов впервые ввел в программу игру на коми деревянных музыкальных инструментах, гармонично соединил хоровую, танцевальную и оркестровую группы в единое, непрерывно сменяемое друг друга динамичное действо.
В. П. Морозов вывел Государственный ансамбль «Асъя кыа» в один из ведущих концертных коллективов России, пропагандируя национальное искусство в стране и за рубежом.
Холопов, Александр Викентьевич (9 (21) .11.1880 — 19.12. 1942) - первый Коми архитектор, художник.
13881637.jpeg

Холопова-Новодворская В.Д."Портрет Холопова Александра Викентьевича". 1921.Из фондов НГРК

Он был первым квалифицированным архитектором в Коми крае. Многие его проекты опережали время и в тот тяжелый период не могли быть реализованы. Только на бумаге остались такие проекты для зырянской столицы, как Дворец спорта, Дом искусств, Народный дом, деревянная церковь на пятьсот человек. Удалось воплотить в жизнь только школу в местечке Кируль и метеостанцию на окраине города. В середине прошлого века двухэтажное деревянное здание метеостанции снесли, и сейчас на этом месте часть Аллеи героев около Вечного огня (ближе к улице Чернова). Александр Холопов принимал активное участие в городской жизни. Заведовал областным краеведческим музеем, был одним из первых лекторов Зырянского института народного образования, деканом физико-математического факультета, участвовал в деятельности Общества изучения Коми края.

8380011.jpeg

Холопов А.В. "Проект Здания спорта. Перспектива." 1911. Из фондов НГРК

Валентин Викторович Поляков (5.11.1905 – 4. 02. 1974)Художник-график. Работал в области книжной и станковой графики. Педагог Член Союза художников СССР с 1942 г. Заслуженный деятель искусств Коми АССР. Заслуженный художник РСФСР.

16020757.jpeg

Борисов Ю.Г. "Портрет Заслуженного художника РСФСР В.В.Полякова". 1964. Из фондов НГРК

С именем В.В. Полякова связано рождение и становление профессиональногоизобразительного искусства Коми. Ранний период творчества связан с книжной графикой. В 1930 году возглавил художественный отдел Коми книжного издательства. Им были оформлены сотни книг русской и зарубежной классики, лучшие произведения национальной коми литературы и фольклора. Первым из коми художников начал работать в техниках литографии и линогравюры. С именем В.В. Полякова связана организация Союза художников в Коми АССР в 1943 году. Он являлся председателем республиканского Союза художников в 1943-1962 годах.
Первым занялся художественным образованием в Сыктывкаре: вёл изостудии и кружок книжной графики при Госиздате, преподавал искусство в школах и техникумах. Был первым директором республиканской детской художественной школы.

main.jpg

Поляков В.В. "Праздник в коми деревне". 1970. Из фондов НГРК

Игнатов Василий Георгиевич (14. 02. 1922 — 23. 02.1998)Василий Игнатов – один из самых известных и узнаваемых коми художников, работавший в области станкового искусства, сценографии, книжной иллюстрации, мультипликации и создания диафильмов. Он учился, работал и умер в Москве, но его картины посвящены родному Коми краю, мифам, истории и фольклору коми. Написанные в прошлом веке, они остаются современными и сегодня.
AGZKjvKZdhV7MyLSxjr0AwXx7hyNKq94KN_cXmiXEa2OH-dgNn1cDg9_OY9qj21LTdpsxXwR85hMbhW_wkON6g2S.jpg

Ермолин Р.Н. "Портрет художника Василия Георгиевича Игнатова". 1967. Из фондов НГРК

На родине Василий Игнатов хорошо известен как художник, создавший целую серию самобытных, уникальных произведений по мотивам коми мифологии. В 1985 году большим тиражом вышел его альбом «Легенды и предания народа коми». Любители коми культуры оформляли листы альбома в рамки и украшали ими дома и квартиры.Над станковыми графическими циклами, посвященными коми старине, Василий Игнатов работал начиная с 1960-х годов. Его интерес к этой теме хронологически совпал со временем начала систематического изучения коми фольклорного наследия. Доктор филологических наук Павел Лимеров отметил тот факт, что, когда Василий Игнатов создавал свои иллюстрации к коми мифам, большинство из них еще не были опубликованы и известны широкой публике.Систематическое изучение коми мифологии началось в 1950-е годы в Коми филиале АН СССР. Первыми были исследованы эпические прозаические сказания о родоплеменных богатырях и их противниках – разбойниках и колдунах: Йиркапе, Юрке, Корт-Айке, Яг-Морте и Шипиче. Их яркие образы на рубеже 1960-1970-х годов и создал Василий Игнатов в циклах графических листов по коми преданиям: «Легенда о Пере-богатыре», «Легенда о Корт-Айке», «Предание о Шипиче», «О богатыре Йиркапе». Когда в 1960–1980 годах фольклористы открыли уникальный ижмо-колвинский песенный эпос, Игнатов сделал цикл по его сюжетам. Далекому язычеству посвящена его серия «Духи народа коми», картины «Экстаз» (1981), «Мы из глубокой старины» (1984).В произведениях Василия Игнатова легко узнаваем его индивидуальный творческий стиль, сформированный на сплаве приемов анимации, особой «вязи» рисунка, эмоциональности и декоративности цветовой гаммы. Этот авторский стиль заметно выделяется на общем фоне принятых в те годы канонов соцреализма. Творчество Игнатова стало одним из факторов формирования этнофутуристического направления в коми живописи.
41259877.jpeg

Игнатов В.Г. "Коми языческая родина". 1994. Из фондов НГРК

Действительно, в его работах можно увидеть приемы создания мультфильмов, и отголоски увлечения творчеством Ван Гога. Причудливую вязь рисунка, выполненного Игнатовым в особом эмоционально-цветовом строе, сравнивают с текстурой дерева, а сам художник называл ее «инеем».
Станислав Анфимович Торлопов (12.10.1936 - 03.03.2015)Многожанровый живописец, отразивший в своем творчестве и Природу во всем ее многообразии, и Человека, и культуру, созданную им. А доминантой его творчества, главным объектом восхищения и вдохновения был Север. Вот как он сам писал о себе: «От корня – северянин. Севером воспитан, я не мыслю себя вне его. Он – мой наставник и судья… В своей привязанности к Северу я сам – максималист».
Torlpov_1.jpeg

Торлопов С.А. "Автопортрет". 1994 – 1995. Из фондов НГРК

За всю жизнь недостатка в наградах и регалиях у С. Торлопова не было. Но все же, для художника самое главное – народное признание и память, живущая в его полотнах. И судя по тому, что картины С. Торлопова ныне находятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальной галерее Республики Коми, региональных музеях, частных собраниях в России и за рубежом, а его полотна восхищают и ныне, творчество этого мастера можно по праву назвать одной из самых ярких и интересных страниц в истории живописи Республики Коми.Заслуженный художник РСФСР (1971), народный художник Коми АССР (1980), лауреат Государственной премии Коми АССР (1968). Кавалер ордена «Знак Почета» (1986).
24890711.jpeg

Торлопов С.А. "Уса. Ветреный день". 1964. Из фондов НГРК

Рем Николаевич Ермолин (24. 12. 1926 - 15. 05. 2004)Живописец. Лауреат Государственной премии Коми АССР (1972), народный художник Коми АССР (1980), народный художник РСФСР (1985).
24489254.jpeg

Ермолин Р.Н. "Автопортрет". 1979. Из фондов НГРК


Работал в разных жанрах, но главное место в его творчестве занимали картина и портрет. Ермолин – признанный мастер большой станковой картины, отмеченной острым чувством современности.Источником вдохновения для художника была Республика Коми, взрастившая его творчество, представляющее пример искренней любви к родному краю.Ермолин был приверженцем реалистического изображения жизни. Он обладал особым даром находить сюжеты и мотивы, которые до него не были использованы в творческой практике.Живописная одаренность Ермолина с особой силой проявилась в красочных полотнах «Усть-Цилемского цикла», история создания которого восходит к серии печорских работ.Ведущие темы в творчестве художника - люди Коми республики, их трудовые будни, природа Севера, самобытность уклада и обрядов.
24489123.jpeg

Ермолин Р.Н. "Воспоминания. Герой Советского Союза М.А. Бабиков в Усть-Цильме". 1975. Из фондов НГРК

В 1970-86 гг. Р.Н. Ермолин – председатель Союза художников Коми АССР.
Владислав Никанорович Мамченко (28.02. 1929 — 13.11. 2006)Скульптор. Заслуженный деятель искусств Коми АССР (1971), дважды лауреат государственной премии Коми АССР (1970, 1984), академик, действительный член Петровской академии наук и искусств (1999).В. Мамченко является одним из ведущих художников-монументалистов в Коми республике.
Mamchenko.jpeg

Борисевич Е.П. "Портрет В.Н. Мамченко". 1991. Из фондов НГРК

Художник - автор памятника И.А.Куратову (1977), памятника «Вечной славы воинам-сыктывкарцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» (1984) и других.Владислав Мамченко является не только классиком коми изобразительного искусства, а и «хронотипом» эпохи. Носитель культуры своего времени, он всегда двигался и жил по своему внутреннему коду. Он и сам, являясь некой знаковой фигурой, на протяжении всего своего творческого пути создавал галерею портретных изображений людей высокой нравственной чистоты, силы духа, понимая творчество как миссию, действовал в соответствии с законами внутренней необходимости.В творчестве В. Мамченко портрет доминирует над другими жанрами. Это репрезентативный портрет, камерный, философский, портрет-этюд, демонстрирующие возможности художника. Скульптором создана галерея портретных изображений выдающихся (в его понимании) людей прошлого и современности, создание которых стало основным лейтмотивом его творчества.Историзм художественного сознания – особенность творчества скульптора В. Мамченко. Историческая тема связывается с выражением определенных нравственно-этических симпатий художника (“Седьмая симфония. Д. Шостакович”. 1967. Черный гранит). Скульптор использовал особый тип художественного подхода, когда сама модель является предметом эстетического осмысления его времени. Композиция произведения, материал, его обработка – составляют предметно-информативные “указатели”, направленные на ассоциативный отклик.В. Мамченко воспроизводит нормы, принятые и отстоявшиеся. Художник с самого начала придерживается в своем творчестве основополагающих стилевых установок характерных для начала 1960-х-1970-х гг.

16020336.jpeg
Мамченко В.Н. «Оленевод («На страже»). Из серии «Люди тундры». 1980. Из фондов НГРК.
Юрий Григорьевич Борисов (15. 07. 1928 – 16.11. 1977)Юрий Григорьевич Борисов – один из основоположников объемной пластики в Республике Коми.
oe2jarPZBQS_yFMlpIXP_1Kyx_-4EBYUU3f5gq-eSd1FtAmuIMmg2NQf7lJ9-yhiGgEAVyvP.jpg
С самого начала своего творческого пути Борисов пробовал свои силы в самых разных материалах – гипс, дерево, эпоксидная смола, гранит. Первым из коми скульпторов обратился к металлу.Юрий Борисов со своим другом и коллегой Владиславом Мамченко, выпускником Ленинградского училища им. В.И. Мухиной, также приехавшим в Сыктывкар по распределению, стали первыми профессиональными скульпторами Коми республики.Для творчества Борисова характерным являлось обращение не только к образам индивидуально-конкретным, но и к обобщенным образам (так называемый «социальный типаж»). Первым решением этой темы стала выполненная в 1965 году в гипсе композиция «Строительница». Затем последовали убеждающие своей достоверностью «Каменщица» (1967), «Сплавщик» (1967), «Коми колхозница» (1969)Скульптор часто обращался к известным героям Коми республики, таким, как поэт В.А. Савин, геолог А.А. Чернов, Герой Советского Союза С.М. Черепанов, воевавший на Волховском и Ленинградском фронтах.На протяжении всего своего творческого пути Борисов вел поиск новых изобразительных возможностей. Одним из самых выразительных произведений Борисова стала лирическая композиция «Зарни Ань» (1969), воплотившая мотив материнской любви и нежности в статичной, монументальной скульптуре из гранита. Художник трудился над этим образом более 15 лет.В последние годы жизни Борисов работал над мемориалом «Вечной Славы воинам-сыктывкарцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 годов». Работу завершил его коллега В.Н. Мамченко. Памятник был торжественно открыт в Сыктывкаре в 1984 году.Большая часть творческого наследия художника находится в собрании Национальной галереи Республики Коми. Уникальность собрания не только в количестве произведений, но и в широте жанрового и тематического диапазона скульптора, разнообразии материалов.
7732555.jpeg

Борисов Ю.Г. "Золотая мать. Зарни ань". 1969. Из фондов НГРК

Владимир Афанасьевич Рохин (17. 02.1939-17. 03. 2020)Скульптор. Лауреат премии Коми комсомола (1968), Заслуженный деятель искусств Коми АССР (1979), Лауреат Государственной премии Коми АССР им. В.А. Савина, Народный художник Республики Коми (1993).
104171_preview.jpg
Творчество одного из ведущих скульпторов Республики В. Рохина – это результат постоянного поиска. Легкость в смене и выборе материала (гранит, бронза, дерево, мрамор, металл) делают этого художника не скучным.В. Рохина отличает любовь к дереву, умение извлекать из этого традиционного материала необходимые для конкретной задачи качества. Первые опыты работы в этом материале относятся к середине1960-х (“22 июня 1941 года”, 1966; "Зодчий", 1968). Работая в дереве, скульптор хорошо чувствует его массу, вертикальные и горизонтальные ритмы, выразительность плоской и округлой поверхности, его фактуру, оживляя тем самым скульптурную поверхность. Материал довольно часто определяет композицию и сам пластический образ (“Мальчик с веником”, 1999, дерево; “Домна Каликова”, 1967, бронза, кап). В. Рохин занят поисками собственного изобразительного языка, пытаясь возродить деревянную скульптуру, ее заново осмысленную языческую выразительность (“Хранитель пчел”, 1988, дерево, металл; “Ангел”, 1994, дерево). Намеренная статичность, фронтальность, центричность композиции очень выразительна. Это своеобразная “природа” образа, связанная с народной (даже языческой) скульптурой, свидетельство глубокого интереса художника к русской деревянной пластике.Рохин узнаваем и не узнаваем. Его работы обладают статуарной внутренней ясностью, органичной “сделанностью”, особой интеллектуальной силой. Мастерство скульптора - это результат постоянной, вдумчивой работы, профессиональной культуры, понимание специфики разных материалов. Интересны по композиции, по технике исполнения монументальные произведения “Домна Каликова” (1966, бронза, кап), “В лаве” (1966, эпоксидная смола, кап). Эти работы одни из лучших по нетривиальному “материальному” исполнению (кап). Экспериментируя с разными материалами, В. Рохин не всегда достигает художественной убедительности, но это позволяет скульптору не быть безразличным к поискам новых средств выразительности. Скульптор легко оперирует разными размерами. Знакомый ему стиль работы мастеров старшего поколения (ученик М.Г. Манизера), часто исполнявших заказы на произведения больших размеров, помогает при разработке собственных памятников (“Домна Каликова”, 1979, нержавеющая сталь), в создании станковой скульптуры, даже работ открыто декоративных (“Материнство”, 1979, нержавеющая сталь).
Рохин один из первых в северо-западной зоне стал работать в скульптуре малых форм (“Сплавщики”, 1969, медь, алюминий; “Пера-богатырь и Яг-Морт”, 1983, медь; “По заповедной реке”, 1981, медь). Традиционные пристрастия художника обозначить категорично сложно. В разные периоды творчества – тяга к национальной тематике (“Тундра”, 1965, гранит; “Северная девушка”, 1964, гранит), к декоративным поискам (“Зодчий”, 1968, дерево; “Хранитель пчел”, 1988, дерево, металл), к натуральному решению (“Лето”, 1984, металл, камень) и даже символике (“Ангел”, 1994, дерево; “Ночь”, 1998, камень, металл).В творчестве скульптора нет некой единой массовой, монотонно-давящей темы. Естественность, жизнеспособность работ – следствие серьезного отношения к “скульптурной массе”, которая никогда не становится самоцелью. Интонации неизменны на протяжении всего творчества. В целом, работам Рохина-скульптора присущи общие качества: ясный пространственный ритм, наполненность форм, закрытая форма, что делает его работы “сделанными” в рамках его пути. Эта “верность”, пришедшая к В. Рохину еще в начале творческой деятельности, с годами приобрела новое качество. Ход своих мыслей, всегда ясных и последовательных, мастер передает “экономным” точным скульптурным языком. В композиционном мышлении В. Рохин ближе к классической скульптурной традиции, понимаемой остаточно широко. Мирочувствование скульптора (эмоционально образный строй его работ) необычайно многогранно: от бойких, забавных, связанных с повседневной жизнью тем (“Дед, внуки и репка”, 1981, металл; “Зимняя рыбалка”, 1982, металл; “Ребенок на черепахе”, 1979, металл) до отвлеченных, качественно новых образов, с философско-общечеловеческим началом (“Обнаженный”, 1998, мрамор).
8278553.jpeg
Рохин В.А. "Хранитель пчёл". 1988. Из фондов НГРК

Все это позволяет говорить о сложном, неоднозначном соотношении как бы двух сосуществующих и порой переплетающихся между собой пластических тематических рядов творчества Владимира Рохина.

Список используемых материалов:
  1. http://www.komi.com/ngall/komiso.htm
  2. http://www.kraevidenie.ru/hudozhniki/
  3. https://cultmap.nbrkomi.ru
  4. https://nebrk.ru/
  5. https://ourreg.ru/

Кураторы выставки:

Мишуринская Анна Александровна
тел.:286-410 (доб.705)
e-mail:

Комментарии (0)

Добавить комментарий