Вы находитесь:

Виртуальная выставка произведений П.А. Быстрова к 100-летию со дня рождения художника
23 декабря 2024 - 26 января 2025

23 декабря 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения художника-графика Павла Александровича Быстрова.

Павел Александрович Быстров родился в 1924 году в Ленинграде. Воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Демобилизовавшись, поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище (1946–1950). Пять лет проработал учителем рисования и черчения в школе, а в 1955 году поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР на графический факультет. В институте его учителем и наставником был Алексей Фёдорович Пахомов (1900–1973), прививший молодому художнику любовь к графическому реализму, опирающегося не только на традиции критического реализма XIX века, а широко использующего опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры, как русской, так и западноевропейской.

Еще будучи студентом, он начинает участвовать в крупных выставках – в 1957 и 1959 году в Ленинградской художественной выставке, посвященной 40-летию РСФСР с автолитографией «Сталевары», в 1961 году на Всесоюзной художественной выставке, посвященной XXII съезду КПСС, в Москве с автолитографией «Рыбаки Байкала». Лист «Рыбачка» из серии о Байкале показана на II Всесоюзной выставке эстампа в 1962 году в Киеве.

385-g(1).jpg

Портрет рабочего. 1961. Бумага, автолитография. 50,1x39,9

386-g.jpg

Рыбачка. 1963. Бумага, автолитография. 42,2x51,5

В 1961 году, по распределению, он приехал в Сыктывкар. Профессионально подготовленный, он много занимался передачей знаний другим. Быстров стал первым и единственным специалистом эстампа в Коми, на его плечи легла организация первой эстампной мастерской при Коми отделении Художественного фонда РСФСР, в которой сделали первые шаги в этом жанре молодые художники – В.И. Краев, Р.Н. Ермолин. Благодаря усилиям Быстрова, уже через год на республиканских выставках появился раздел эстампа, где были показаны листы печатной графики.

Сразу по приезду в Коми край, с молодой женой и маленьким сыном, он едет в творческую командировку на Север. Вместе с бригадой артистов он ездит по лесопунктам, где делает зарисовки рабочих, проводит лекции о важности изобразительного искусства, о техниках печатной графики.

Параллельно художник работает в Коми книжном издательстве, в плакатном отделе, работает над изданием плаката «Дадим Родине больше леса», публикует карикатуры в местных газетах, работает над оформлением книг.

Skanirovat1.jpg

Карикатура. Не позже 1963. Бумага, тушь, акварель. 19,3х13,4

В 1962 году по решению Коми отделения Союза художников он принят в кандидаты члена Союза художников СССР. Летом 1962 года едет на творческую дачу «Челюскинская», с середины XX века являющейся одним из самых значительных центров развития графического искусства. После стажировки он обращается к теме труда лесорубов. Появляется серия, показывающая труд людей, покорителей Севера, передающая суровость заснеженных просторов и могущество современной техники.

1011-g.jpg

Нефтяники Тэбука. 1963. Бумага, офорт. 39,9x66,6

1010-g.jpg

Лебедчик. 1963. Бумага, линогравюра. 36,1x56,2

В работах Павла Александровича подчеркнутая мужественность пересекается с умением тонко передать ощущение прекрасного – будь то портрет молодой девушки или снегопад.

324-g.jpg

Девушка у рояля. 1962. Бумага, офорт. 36,8x38,6

В фондах Национальной галереи Коми хранятся редкие для творчества Быстрова листы, отображающие тихие пейзажи-настроения, отличающиеся высоким уровнем исполнения; они хранят в себе памятники времени, показывающий уходящие в прошлое виды Сыктывкара и Республики Коми.

335-g.jpg

Снег. 1962. Бумага офорт. 19,6x31,4

«Графика – участвует во всем, что нас окружает в быту. Сфера ее применения очень широка – книжные иллюстрации и спичечные этикетки, станковые рисунки и гравюры, литографии и театральные афиши, плакаты и почтовые марки, карикатуры и торговые рекламы, шрифты для набора книг и т.д. Без этих произведений повседневно нас окружающих мы не мыслим себе нашу жизнь» – говорил Павел Быстров на своих лекциях.

20 мая 1963 года трагически оборвалась жизнь талантливого художника. Немного успел сделать Павел Быстров, но его творчество стало новой и интересной страницей коми изобразительного искусства.

Куратор – Екатерина Александровна Габова.

Комментарии (0)

Добавить комментарий