С 15 по 17 ноября 2016 года в Вологде, в рамках Благотворительной программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь» состоялась межрегиональная лаборатория «Музей – турфирма: технология партнерства».
Отправным мероприятием, положившим начало разработки стратегии взаимодействия музеев и турбизнеса, стал прошлогодний форум «Музеи в туризме: стратегии и опыт», проведенный в начале декабря в Череповце. Два представителя Национальной галереи были в числе участников форума. В этом году были запланированы и успешно осуществлены две лаборатории с одноименным названием: на первой, в Петрозаводске, собрались музейщики и представители туристического сектора Карелии и Мурманской области, на второй, в Вологде, - Республики Коми и Вологодской области.
От Республики Коми участвовало по одному сотруднику от Национальной галереи Республики Коми, Национального музея Республики Коми, Литературно-театрального музея им. Н.М. Дьяконова (Сыктывкар), Воркутинского музейно-выставочного центра, Музея-квартиры А.Я. Кремса (Ухта), Историко-краеведческого музея г. Сосногорска, Усть-Цилемского историко-мемориального музея А.В. Журавского, музея истории города Микунь, Усть-Вымского межпоселенческого музейного объединения (с. Айкино). От туристического сектора приехало 4 человека, это представители Сыктывкара, Воркуты и с. Ыб. Вологжан в лаборатории участвовало больше, как музейщиков, так и представителей турфирм, среди последних были туроператоры, уже давно работающие на рынке внутреннего туризма.
Организаторам лаборатории удалось создать деловую и в тоже время очень доброжелательную, комфортную для работы атмосферу. Приглашены были лучшие эксперты в области развития музейного дела и турбизнеса, каждое из выступлений не только поднимало насущный вопрос, но и показывались практики его решения. Возможно, кто-то сделает другие акценты, но мне более всего запомнились лекции Юлии Рыбаковой, эксперта в области регионального туризма, посвященные рынку культурного туризма и экономике впечатлений, Дмитрия Перунова, экс-директора Coral Travel, рассказавшему о том, чем должны руководствоваться музеи в ходе сотрудничества с туроператорами и где находится «кнопка» туриста, могущая привлечь его в регион, Ирины Фроловой, представившей то, как удалось развернуть турпоток к музею-заповеднику «Царицыно», находящемуся на окраине Москвы. Кроме того, в Вологодской области есть город, в котором уже налажено сотрудничество музея и турфирмы. Это Тотьма, с населением в 30 тыс., туристическо-экскурсантский поток в который намного превышает ее численность. Кстати, мы узнали, чем экскурсант отличается туриста – к последней категории относятся те, кто остается ночевать. Опыт Тотьмы представили Алексей Новоселов, директор Тотемского музейного объединения и Наталья Вишнякова, директор «ТотьмаТур».
Для практических занятий все участники были разбиты на 4 группы, в итоге каждая из групп представила свой проект, включавший разработку туристического маршрута или мероприятия, могущего стать событием культурной жизни. Два маршрута пролегли по Республике Коми и вологодские туроператоры ими заинтересовались! Примечательно, что каждый из них включал заезд в с. Ыб.
Украшением лаборатории стала поездка в музей «Семёнково». Нам не только презентовали туристический маршрут «Дорогами грифонов и райских кущ», который музей реализует при поддержке компании «Северсталь», но и провели с нами мастер-класс по изготовления темперных красок, а главное – мы стали участниками удивительно достоверной, прежде всего, в историческом и этнографическом плане, берущей за душу программы проводов в рекруты, когда мы помогали собрать и проводить в армию деревенского парня Степана, уходящего из родной деревни на долгие 6 лет.
Часть выложенных фотографий предоставлена организаторами лаборатории: https://goo.gl/photos/sriVFYNJcErMsLF66
Людмила Кочерган, участник лаборатории «Музей – турфирма: технология партнерства»