23 апреля 2017 года исполнилось бы 90 лет Заслуженному работнику культуры Республики Коми, самобытному художнику, мастеру декоративно-прикладного искусства Владимиру Яковлевичу Павлову из Сыктывкара.
В 2012 году в Национальной галерее Республики Коми был создан и запущен выставочный проект «Душа томилась по живой природе», посвященный творчеству В. Павлова. Проект работал в течение пяти лет: сначала в Национальной галерее Республики Коми, потом – как передвижной на выставочных площадках районов Республики, и даже побывал в Петрозаводске, где выставка была представлена в рамках Х Международного фестиваля народной музыки «Кантеле» (2014).
Фрагмент экспозиции выставки «Душа томилась по живой природе».
Национальная галерея РК, 2012. Кураторы выставки: Дубинина Т.Д., Говорова Л.И.,Коюшева В.Н.
Сегодня мы вновь вспоминаем доброе Имя мастера и дела, которые остались своеобразным продолжением его земной жизни.
Родился Владимир Яковлевич Павлов 23 апреля 1927 года в деревне Даниловка Кожвинского района Коми АССР, расположенной на левом берегу реки Печора. Большое семейство Павловых, а это девять детей, появилось на Печорских землях в 1925 году. Семья была вынуждена перебраться на север, лишившись родового дома в деревне Ивановское Сторожевского района Коми АССР после организованной компании раскулачивания. Владимир родился уже в Даниловке и был десятым ребенком в большой крестьянской семье.
Детство началось с трагических событий. Когда Владимиру было 3 года, арестовали и осудили отца Якова Ефимовича за кулацкое хозяйство, со ссылкой в Пинежский район до 1938 года. Следом были отправлены в трудовую колонию на сплавные работы мать Александра Филипповна и трое старших детей. Несовершеннолетние дети, а среди них был и трехлетний Владимир, остались одни в статусе беспризорных.
Несмотря на трудности и голод, детство Владимир Павлов вспоминал как таежную сказку, наполненную волшебными звуками и красками, которые он запомнил и пронес через всю свою жизнь.
Из воспоминаний В. Павлова: «Мне вспоминается широкая многоводная река Печора. Мы мальчишки из деревни Даниловка все летнее время проводили у реки, любили играть на песках, катались по крутым песчаным склонам. А вдоль берегов пучками растянулись заросли ивняка. Из ивы мы делали узорные палочки «Сера бедь» с национальным орнаментом. Часто свистели в срезанные прибрежные травинки, от сильного вдувания получался петушиный клик.Мы часто использовали лучинки в своих играх. Складывали затейливые узорные орнаменты разных размеров в виде звезд, крестов. Иногда лучистые солнышки закрепляли на длинную лучину, и, держа в руке, бегали по комнате, а тень от них причудливо оживала. Иногда в щель бревенчатой стены закрепляли лучины разной длины, и начинали по ним бренчать, извлекая жужжащие звуки. Делали из снега столпы - кормушки, зальешь водой сверху, замерзнет и пожалуйста, что-нибудь съедобно. Каких только птиц не залетало. Веселое пение лесных птиц подолгу слушали. Это самое приятное и красивое зрелище».
После возращения отца в 1938 году семья переехала в деревню Кагино Усть-Вымского района Республики Коми. В годы Великой Отечественной войны Владимир Павлов одновременно учился в школе и трудился на сельскохозяйственных работах.
Точка отсчета творческого пути - 1945 год, когда 18-летний Володя Павлов приехал в Сыктывкар и устроился в художественный цех Горпромкомбината в качестве ученика художника. С1947 по 1952 годслужил на Северном флоте, а затем вновь вернулся в Сыктывкар и устроился художником-оформителемв Коми отделении Художественного фонда РСФСР. Здесь он окунулся в творческую атмосферу, встретился со многими интересными художниками, выезжал на пленэры. Дружеское и творческое общение с художниками, а также большое желание учиться позволили В. Павлову быстро овладеть тайнами профессии художника. Его первым наставником и учителем был заслуженный художник РСФСР, график Валентин Викторович Поляков. Он помог сформироваться личности молодого художника.
Творчество Владимира Павлова многогранно. Начал он с этюдов, обратился к лирическим пейзажам, увлёкся гравюрой и линогравюрой, мастерски владел техникой художественной резьбы по дереву и обработки бересты, меха.
Павлов В.Я. «Со двора», 1966.Х., м. 33х36. Из фонда Национальной галереии Республики Коми
Павлов В.Я. «Деревня»,1976. Х/м, 32х47. Из фонда Национальной галереии Республики Коми
Павлов А.Я. «Северный мотив», 1963. Линогравюра, цветная, 16 х27. Из частной коллекции Т.В. Павловой
С 28 лет Владимир Павлов стал представлять свои работы на республиканских выставках на равных с ведущими художниками Республики Коми и быстро вошел в художественную жизнь. С 1955 по 1987 год – 16 республиканских художественных выставок, 4 персональных, 4 зональных: «Советский Север» (Киров, 1967; Петрозаводск,1969; Вологда, 1974; Сыктывкар,1979), выставка произведений художников автономных республик РСФСР (Москва,1971), выставка «Декоративно-прикладное искусство РСФСР» (Кишинев,1972). А также ряд зарубежных выставок: Прага, Чехословакия (1972), София, Болгария (1979), Ловеч, Болгария (1981) и др.
Открытие Республиканской выставки произведений художников.Коми АССР «Коми край мой северный» , 1974
(фото из личного архива В. Павлова)
Больших творческих успехов В. Павлов добился как мастер-прикладник. Он был первым, кто стал представлять традиционное искусство коми на российских и зарубежных выставках. Изделия из бересты, посуда из дерева с геометрическими узорами, меховые сумочки, украшенные бисером, цветным сукном, не раз вызывали интерес у посетителей выставок.
Павлов В.Я. Кружка из набора «Праздничный», 1980. Дерево, резьба. Из фонда Национальной галереи РК
Создание ритмоударных музыкальных инструментов стало главным делом его жизни. Большую роль в этом сыграла встреча с коми композитором, музыковедом Прометеем Ионовичем Чисталёвым.
На юбилейном вечере Коми композитора Чисталева П.И. 27 февраля 1971 год.
Композитор Я.С. Перепелица Я.С. (слева), Коми композитор, музыковед П.И Чисталев(в центре)
Художник -прикладник Павлов. В.Я. (справа). (фото из личного архива В. Павлова)
Владимиром Павловым было разработано и создано около 30 видов ритмоударных инструментов. Для их создания мастер использовал ель, считая её самым поющим деревом. У инструментов непривычные для слуха названия: «гиль-голь», «шур-шар», «зиль-зёль»… Перевода не существует, каждое название отражает, издаваемый звук инструмента. Свои звуковые образы художник В. Павлов черпал в окружающей среде.
За создание серии оригинальных по форме и звучанию ритмоударных инструментов В. Павлов был награжден бронзовой (1981г.) и серебряной (1984 г.) медалями ВДНХ.
Жизнь инструментов, созданных В.Я. Павловым, продолжается и сегодня. Некоторые из них сохранились и звучат на концертах Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми «Асъякыа», в творческих коллективах городов и районов республики.
Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми «Асъякыа» («Утренняя заря»). Интернет источник.
Владимир Яковлевич Павлов, несомненно, самобытный художник - самородок, для которого необычайно привлекательным было профессиональное искусство. Постоянное стремление к настоящему художеству привило к открытию собственного художественного мира. Чуткое и восторженное видение природы, напряженный труд по овладению тайнами мастерства позволили Павлову создать целый ряд оригинальных и значительных работ.
Умер Владимир Яковлевич Павлов 14 сентября 1988 г. на 61 году жизни в Сыктывкаре.
Сегодня мало кто знает, что за год до смерти, в 1987 году в Сыктывкар приезжал корреспондент популярного журнала «Клуб и художественная самодеятельность» Борис Соколовский с представителем Всесоюзной фирмы «Мелодия». Они побывали в мастерской Павлова, вскоре после этого была опубликована статья о мастере, к журналу также прилагалась гибкая голубая пластинка со звучанием павловских инструментов, записанных в Сыктывкаре.
Свои инструменты Павлов называл музыкальными игрушками.«На первый взгляд игрушки, да и только. Многие обманываются, думают: что-то вроде трещоток для оркестра народных инструментов. Но нет, мои музыкальные инструменты - вполне самостоятельны и предназначены для создания своеобразных ансамблей народной музыки. Во всяком случае, я на этом настаиваю. Это один из способов возбуждения интереса к национальной музыкальной культуре у молодежи. Сначала необычность, забава, привлекательность, а потом и глубокое понимание народной музыки появится. Молодое поколение подчас забывает о важных вещах и о том, в частности, что мы, коми, лесные люди, вся история народа с бескрайними дремучими лесами связана с деревом. Дерево может рассказать много интересного, если научиться с ним, разговаривать» (В.Павлов).
Предлагаем Вашему вниманию презентационный фильм «Звуки природы» о музыкальных инструментах Владимира Павлова, в основу которого положена запись с пластинки Всесоюзной фирмы «Мелодия» (1987)
Информация была подготовлена: научным сотрудником НГРК Татьяной Дубининой
Источники:
1. Поповцева Э.К. Изобразительное искусство Республики Коми. 1943-2000: антология / Сыктывкар. 2011, с.134
2. Мелодия таежной Печоры. Советская Россия (газета), 4 января 1986 г.
3. Блинов Г., член Союза художников СССР. Берестяные сказки. Молодежь Севера (газета), 6 февраля 1985 г.
4. Соколовский Б. Сказки северного леса. Клуб и художественная самодеятельность (журнал). Москва 1987 г.
5. Коюшева В.Н. «Душа томилась по живой природе …» Буклет к выставке, 2012 г.
6. Покаяние. Коми Республиканский Мартиролог жертв массовых и политических репрессий. 6 том. Сыктывкар, Коми книжное издательство,2004 г.
7. Семейный архив Т. В. Павловой.