13 июля исполняется 80 лет русско-американскому художнику Анатолию Тихоновичу Крынскому.
Крынский родился и вырос в Харькове, стал частью андерграундной среды в Москве, эмигрировав из страны, осел в Нью-Йорке, однако значительная часть его работ оказалась в Сыктывкаре.
Сегодня Анатолий Тихонович - свободный художник, за плечами которого персональные выставки в Болонье, Монреале, Торонто и Вашингтоне.
Выставка Анатолия Крынского в Конгрессе США. 1987 год.
Свой творческий путь Крынский начал в художественной студии при харьковском Дворце культуры «Металлист», которым руководил Алексей Щеглов. Щеглов, художник кукольного театра, график, иллюстратор, карикатурист, давал своим ученикам много свободы, посвящал в основы авангардного искусства. В студии также работали легендарные харьковские авангардисты 20-х гг. Василий Ермилов и Борис Косарев, которые во многом определили художественные пристрастия Анатолия Крынского и его друга по занятиям Вагрича Бахчаняна.
Анатолий Крынский и Вагрич Бахчанян. Харьков. 1963 год.
Харьковский период творчества Крынского отличается поиском своего языка. Молодой художник пробует себя в разных стилях, экспериментирует с техниками, перебирает темы.
Старая женщина. Оргалит, масло. Середина 60-х гг.
В работе «Старая женщина» чувствуется влияние Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Яркий образец рельефной живописи. Картина создана из смеси песка и мастики, с помощью которых выработаны рельефные плоскости, образующие черты лица и фон изображения.
Анатолий Крынский на фоне своей работы. Харьков. Середина 60-х гг.
Крынский с Бахчаняном побывали на выставке американского искусства в Москве, которая произвела на них сильное впечатление. Тогда же они познакомились с видными фигурами московского андерграунда: Анатолием Брусиловским, Владимиром Янкелевским, Василием Ситниковым и др., что заставило задуматься молодых людей о переезде в столицу.
Эдуард Лимонов, Вагрич Бахчанян, Анатолий Крынский. Москва. Начало 1970-х гг.
Крынский вместе с семьей переехал в Москву в 1967 году и сразу стал сотрудничать с печатными изданиями: Агентством печати «Новости» (АПН), журналами «Знание – сила» и «Кругозор», «Литературной газетой». С 1968 по 1973 г. работал в издательстве «Молодая гвардия», для которого он проиллюстрировал нашумевшую книгу Клауса Манна «Мефистофель. История одной карьеры» (1970).
Иллюстрации к «Мефистофель. История одной карьеры» Клауса Манна. 1970 год.
Среди прочего, в ходе сотрудничества с «Молодой гвардией», художником были оформлены: книга о фигурном катании «Что идет впереди славы?» А.А. Шелухина (1968), автобиография советской гимнастки Л.П. Савинковой «Возраст красоты» (1969), сборник стихов красноярской поэтессы А.П. Федотовой «Красные кедры» (1971). Одна из заставок, в виде среза дерева, поражает своей скрупулезностью, утонченностью и миниатюрностью образов.
Заставка к «Красным кедрам» А. Федотовой. 1970 год.
В московский период Крынский создает ряд графических циклов. Некоторые из них посвящены библейским и мифологическим сюжетам. Так, в творчестве Крынского выделяется христианская тема.
Благовещение. Высокая печать. 1968 год.
Монахини. Высокая печать. 1968 год.
Исповедь. Высокая печать. 1968 год.
Композиции в них повторяют иконографию как православных икон, так и живописи итальянского Возрождения. Но в то же время это – не антикварное перенесение оригиналов, а современное их переосмысление. Стоит ли говорить, что подобного рода произведения не приветствовались контролировавшей культуру номенклатурой и Крынский создавал их для небольшого круга людей, а зачастую и вовсе «в стол».
Изгнание. Высокая печать. 1968 год.
Подобная ситуация складывалась и с циклом «Адам и Ева», сконцентрированным на отношениях мужчины и женщины, и, по сути, посвященной этой же вечной теме «Кентавриадой». Кентавры – искаженные, загадочные, находящиеся в непрерывном движении – сталкиваются между собой, иногда взаимодействуют, а иногда борются с нимфами. Кентавры стали одной из основных тем в творчестве Крынского, он выполнял их в разных материалах – скульптурах, рельефах, картинах и графике. Эту тему он развивал и в эмиграции.
Кентавриада. Лист II. Высокая печать. 1969 год.
В 1970 году Анатолий Крынский создает цикл «Клоунада», приуроченный к 100-летию Владимира Ленина.
«Жизнь классических клоунов увлекала Крынского их репризами и подтекстами в их юморе. Работы Крынского ухватывают полярность советской жизни через использование черных и белых тонов, которыми он изображает приспособившегося гражданина или заключенного революционера», - сообщает официальный сайт Анатолия Тихоновича.
Клоун и марионетки. Линогравюра. 1970 год.
Клоун и монетка. Линогравюра. 1970 год.
В первой половине 70-х гг. в творчестве Крынского начинают преобладать геометрические формы. Так, в цикле «Человек и город», повествующем о противостоянии живого и искусственного, урбанистические постройки довлеют над человеком, как бы заставляя его принимать их формы. Крынский трактует человека как часть механизма, подчеркивая трагизм человеческого существования в мире технического прогресса.
Человек и город. Лист II. Высокая печать. 1971 год.
Работы серии «Двойственность», мотивы которых подчерпнуты из прозы Михаила Булгакова, отображают сосуществование и борьбу морально-нравственных установок человека и шаблонов жизнедеятельности, навязываемых государством.
Город. Офорт. 1970 год.
Серию «Род человеческий» Крынский разрабатывал специально для создания скульптурных рельефов. Она очень богата на образы (Адам и Ева, сам художник со своей семьей, король, принцесса и даже Артур Шопенгауэр) и единственное, что их вместе связывает, на первый взгляд, техника. Для создания своих гравюр автор использовал виниловые доски, позволяющие изысканно детализировать изображение.
Шопенгауэр. Высокая печать. 1971 год.
Ню. Высокая печать. 1971 год.
Семья. Высокая печать. 1971 год.
Крынский как художник практически не был включен в официальную культурную жизнь государства, не входил в Союз художников, был лишен возможности выставляется. Зато был частью андерграундной московской среды, куда были вхожи известные писатели, артисты, режиссеры. Его мастерская на Самотеке являлась частью укромного мира, не известному простому советскому обывателю, где часто собиралась творческая интеллигенция.
Василий Ситников, Валентин Воробьев, Анатолий Крынский. Мастерская на Самотеке. 1973 год.
Артисты Николай Бурляев и Ирэн Азер в мастерской Крынского на Самотеке
Среди частых гостей в мастерской Анатолия Тихоновича был выходец из деревни Помоздино Республики Коми, кинорежиссер Михаил Дмитриевич Игнатов. Именно дружба семьи Крынского с Игнатовым способствовала тому, что большая часть работ художника, созданных в СССР, оказалась в Сыктывкаре. Крынский даже побывал в Коми, работая вместе с Игнатовым над фильмом про Усть-Цильму «Там, за рекой Печорой…»
Анатолий Крынский и Михаил Игнатов в Усть-Цильме. 1971 год.
В 1976 году Крынский выехал с женой Ириной и дочерью Оксаной сначала в Италию, а затем – в США.
Подробнее с его творчеством можно познакомится на персональном сайте художника - anatolykrynsky.com
Материал создан на основе архивных материалов, предоставленных Анатолием Тихоновичем Крынским и Михаилом Дмитриевичем Игнатовым, а также личных разговоров с ними.