Недалеко от юго-западной границы Республики Коми вниз по течению реки Лузы, протекающей по территории Кировской, Вологодской областей и Республики Коми, стоит красивый старинный город Лальск.
Жизнь этого городка и его обитателей, ярмарки и церкви, местные обряды нередко становились сюжетами для картин выдающегося русского художника-передвижника Иллариона Михайловича Прянишникова (20.03(01.04).1840-12 (24).03.1894), чья юбилейная дата – 180 лет со дня рождения – отмечается 1 апреля 2020 года.
В Лальске на знаменитой писчебумажной фабрике С.С. Сумкина работал брат художника Сергей Михайлович Прянишиков, женатый на правнучке основателя фабрики Екатерине Егоровне Шестаковой. Со временем из бумажного мастера Сергей Михайлович Прянишников вырос в директора фабрики и был очень уважаемым в Лальской округе человеком.
Илларион Прянишников неоднократно бывал в гостях у брата Сергея. Здесь родились замыслы нескольких больших полотен, посвященных северным религиозным традициям. И среди них – хранящаяся ныне в Государственном Русском музее его последняя картина «Крестный ход», которую художник не успел закончить - он умер от туберкулеза в возрасте 53 лет.
На большой картине изображен людской поток, поднимающийся на высокий берег Лузы. Предположительно, художник запечатлел большой крестный ход, проходивший ежегодно в 11-ю неделю по Пасхе. Он был особенно многолюдным, торжественным и нарядным.
Жители города Лальска всех сословий вышли на берег встречать чудотворные иконы Лузской Покровской церкви, чей узнаваемый силуэт возвышается на том берегу. Здесь и хорошо одетые молодые пары, и почтенные господа, мастеровые, бабушки в косынках, бедно одетые путники с котомками за плечами – поклониться иконам шли из дальних деревень. Жаркий солнечный день – многие дамы скрываются от палящего солнца под зонтами. В руках идущих – образа в серебряных и золоченых окладах, старинный выносной крест. В особом киоте с лампадой несут на плечах древнюю чудотворную икону Богоматери крепкие мужики.
Константин Коровин писал о И.М. Прянишникове: «Это … был честнейший человек, человек свободы и силы… Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник». Свидетельством тому и портрет «Старик», составляющий гордость собрания Национальной галереи Республики Коми – одно из лучших полотен портретного жанра в творчестве И.М. Прянишникова. Портрет написан в 1880-е годы, когда художник был увлечен «северной» темой. На портрете запечатлен не просто конкретный человек, имя которого нам, к сожалению, не известно. Лаконичными живописными средствами художнику удалось ярко воплотить замечательный русский тип, с присущими ему мудростью, степенностью, внутренним достоинством.