Вы находитесь:

архив

новостей

Ощущение фарфора

Ощущение фарфора

На обложке этой новости – фарфоровая чашка из экспозиции Национальной галереи Республики Коми. Но сегодня мы не будем рассказывать солидные подробности из истории фарфора: будет для этого отдельное время – не воскресное.
Сегодня мы вместе немного подумаем о несолидном: об эмоциях и ощущениях, которые рождаются в нас, когда мы попадаем в музей, как зрители. Не обо всех, о некоторых.
Согласитесь, эмоции разные и зависят во многом от особенностей музея. Мы можем удивляться и восхищаться костюмами и реконструкциями жилых интерьеров прошлых времён. Глядя на вещи из прошлого, можем напротив, радоваться тому, как нам самим повезло жить в эпоху комфорта и скорости.
Экспозиция художественного музея рождает особенные эмоции. Цветные, музыкальные, литературные и даже сказочные ассоциации – потому что, как всё художественное, несёт в себе вымысел. Более того: как некогда сказал Максим Горький, художественность не существует без вымысла, – и мы отлично чувствуем это, попадая в атмосферу лирических пейзажей, реалистических портретов, абстрактных композиций и скульптуры, к которой сами тянутся руки…
Но на фоне образов, запечатлённых на картинах и рождающихся в голове, вкупе с первым и железным правилом любого музея «руками не трогать» начинают казаться вымышленными самые реальные предметы. Между прочим, их чаще всего обходят стороной – не потому ли?
Чашки. Просто чайные чашки и чайные блюдца. Те самые, которыми когда-то пользовались люди и о которых нет-нет, да и упоминал кто-нибудь из классиков – ведь даже чашка бывает достойна упоминания.
И пока глядишь на эти вещи, да читаешь тех самых классиков, так и хочется верить, что когда-нибудь и чья-то из наших чашек окажется в музее.
«В фортунку крутнул: выиграл две банки помады, фарфоровую чашку и гитару; потом опять поставил один раз и прокрутил, канальство, еще сверх шесть целковых.» (Н.В.Гоголь, «Мёртвые души»).
«Старуха ключница поставила передо мною чашку чаю - но я не прикасался к ней... Я всё недоумевал и спрашивал себя: "Не с ума ли я схожу?" (И.С.Тургенев, «Призраки»).
«Гробовщик просил сапожника садиться и выкушать чашку чаю, и, благодаря открытому нраву Готлиба Шульца, вскоре они разговорились» (А.С.Пушкин, «Гробовщик»).
«Действительно, все было приготовлено на славу: стол был накрыт даже довольно чисто, посуда, вилки, ножи, рюмки, стаканы, чашки - все это, конечно, было сборное, разнофасонное и разнокалиберное, от разных жильцов, но все было к известному часу на своем месте» (Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание»).
«Вдруг Волынцев вскочил с кресел и с такой силой ударил по столу, что чашки и блюдечки зазвенели. — Нет! — воскликнул он, — я этого дольше выносить не в силах!» (И.С.Тургенев, «Рудин»).
«Лаврецкий напился чаю из большой чашки; он еще с детства помнил эту чашку: игорные карты были изображены на ней, из нее пили только гости, – и он пил из нее, словно гость». (И.С.Тургенев, «Дворянское гнездо»).
#Сыктывкар #национальнаягалереяРК #искусстворядом #доманескучно