#ЛицаПобеды
Николай Александрович Лемзаков родился 7 февраля 1916 года в деревне Пустошь Архангельской области, в семье крестьянина-середняка. С раннего детства Н. Лемзаков мечтал стать художником и в 1934 году поступил в художественный техникум в городе Молотов (ныне Пермь), где учился на художника-декоратора. Техникум он окончил в 1938 году.
До призыва в ряды Красной Армии Николай Лемзаков работал художником-постановщиком в передвижном драматическом театре города Оса Молотовской области, художником-рекламистом в декоративно-рекламной мастерской «Крымсправка» в Симферополе.
Весной 1940 году Лемзаков был призван в армию; с 1940 по июль 1941 выполнял обязанности художника в клубе 43-го отдельного стрелкового батальона в эстонском городе Палдиски.
В начале Великой Отечественной войны весь полк и батальон, в котором служил Лемзаков, был отправлен на передовую, где оказался в окружении. Из окружения бойцы пытались выйти небольшими группами. Группа, в которой находился Лемзаков, была взята в плен эстонскими добровольцами и возле г. Тарту, передана немецкому командованию. Из Тарту их отправили в г. Викланды. С лета 1941 года по весну 1945 года Лемзаков находился в концлагерях.
16 апреля 1945 года Лемзаков был освобожден английскими и американскими войсками под Ганновером, в мае 1945 – передан советским войскам.
Послевоенная творческая работа Лемзакова началась в казахстанском городе Караганде, где он работал художником в клубе шахты № 20 в Караганде. Затем до 1949-го – в Товариществе художников в Костромской области.
В 1949 году Н. А. Лемзаков приехал в Сыктывкар, где и работал до конца жизни. В 1958 году он был принят в члены Союза художников СССР.
В 1973 году он побывал Риге, обошел лагерные места. Нашел женщину, которая помогала ему (ей было уже 70 лет), и у которой он оставил наброски, сделанные в лагерях Валки и Риги. Наброски не сохранились. Спустя много лет Н.А. Лемзаков попытался восстановить по памяти многие из них. Сейчас они находятся на хранении в Национальном архиве Республики Коми и Национальной галерее Республики Коми. Но это – единичные случаи обращения Николая Александровича к теме войны. В своем творчестве он эту тему не затрагивал: воспоминания были слишком болезненны. Он стал художником-пейзажистом, тонким и вдохновенным лириком.
В своих произведениях живописец нередко обращался к теме своей «малой родины»: деревням Архангельской области. Они запечатлены в его работах «Село Ирта» (1965), «Деревня Пустошь» и других.
Гораздо реже в своем творчестве Н.А. Лемзаков обращался к жанру портрета, Тем не менее он писал портреты, много внимания уделял детской теме: «Мальчик с яблоком» (1959), «Юный музыкант» (1959), картина «Мальчики на пляже» (1957). Из портретов взрослых особенно удались художнику «Портрет повара П.Н. Удачина» (1963), «Портрет архитектора В.З. Эдельгауса» (1979).
В 1975 году на выставке, посвященной 30-летию Победы, художник показал «Портрет Д.Н. Яковлева», освобождавшего Крым от фашистских захватчиков в составе 1339-го стрелкового полка 318-й стрелковой дивизии Отдельной Приморской армии. Лемзаков написал образ ветерана эмоциональными, массивными мазками, подчеркивающими могучую силу человека.
Несмотря на драматичные жизненные обстоятельства, творчеству Николая Александровича Лемзакова всегда были присущи радость жизни, светлая поэзия и оптимизм.
#сыктывкар#национальнаягалереяРК#лучшедома#Победа75#лицапобеды
2020
20.04
#ЛицаПобеды