#ЛицаПобеды
Рем Николаевич Ермолин (1926–2004).
Тема Великой Отечественной войны является одной из ведущих в искусстве живописца Рема Николаевича Ермолина. Он прожил яркую, наполненную творческими достижениями, жизнь. Семнадцатилетним юношей Рем Ермолин был мобилизован в армию. Военную присягу принял 12 февраля 1943 года в 33-м запасном стрелковом полку, который базировался в Архангельске. С октября 1943 по сентябрь 1944 года был курсантом пулеметного отделения, с сентября 1944 по сентябрь 1945 года – командиром отделения пулеметчиков. Службу закончил в декабре 1945 года в звании младшего сержанта, командиром отделения хозяйственного обслуживания 104-го Военно-строительного полка, который восстанавливал разрушенный комбинат в поселке Петсамо Мурманской области.
В архиве НГРК находится двадцать писем художника, написанных с 1943 по 1945 год. Они адресованы матери, отцу и младшему брату. Сложенные треугольником, на бумаге плохого качества, они описывают довольно рутинную солдатскую жизнь. Письма написаны карандашом или чернилами, округлым каллиграфическим почерком, исключительно грамотно, практически без ошибок, налицо также безусловный литературный слог. Некоторые проиллюстрированы. Хотя с фронта все больше приходило радостных вестей о продвижении войск Советской Армии на запад, молодой солдат постоянно находился в ожидании отправки на фронт: Судьба была благосклонна к будущему художнику, уберегая его от участия в боевых действиях, как бы сохраняя его для совершенно иной жизненной задачи. Он так и не попал на фронт, хотя мысленно постоянно к этому был готов.
В 1946 году Рем Ермолин возвращается домой к родителям, к тому времени переехавшим в Сыктывкар. Мирное время требовало определиться с профессией. В 1946-1947 годах юноша посещает изостудию, в которой вел занятия Валентин Викторович Поляков. В результате, тяга к искусству привела его в стены Ленинградского художественно-графического педагогического училища, которое он успешно заканчивает в 1954 году. Желание совершенствоваться на профессиональном поприще заставило идти дальше: в 1960 году он окончил живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Распределение получает в Сыктывкар.
Рем Ермолин среди молодых живописцев заметно выделяется напористостью характера, деловой энергией и работоспособностью. Эти качества быстро сделали ему имя, а затем составили и славу одного из ведущих живописцев Коми республики, работающего в разных жанрах, осваивающего основную тему творчества – современный Север. Он сумел вложить в нее свою любовь, уважение к людям труда, сумел передать самобытность уклада и обрядов северного края. Несколько сотен полотен, составляющих творческое наследие художника, представляют многоликую сюиту, воспевающую край его предков.
Тема Великой Отечественной войны – ключевая в творчестве живописца. Ермолин поднимает тему глубоко прочувствованную и пережитую. Созданные в разное время полотна имеют в своей основе разрешение проблемы «Человек и война». Тематически открывает эту серию полотен о войне картина «22 июня 1941 года» (1971). Драматизм в ней достигнут путем контрастного сопоставления северного сурового пейзажа, стоящего сруба недостроенного дома, – всех примет оборванной мирной жизни молодой семьи, изображенной на фоне уходящего на фронт строя односельчан.
Теме блокадного Ленинграда посвящены две работы: «Возвращение» (1966) и «Ленинградка. Возвращение» (1975). Эмоционально-образная выразительность первого полотна раскрывается через состояние девушки - фронтовички, вернувшейся домой, в пустую квартиру, стоящей в глубоком раздумье у окна с подоконником, занесенным снегом.
Созданная много позднее картина «Май 1945 года» (1982) логически продолжает начатый цикл полотен о войне. Изображая солдата, вернувшегося с фронта, художник намеренно создает в картине некую недосказанность, заставляя зрителя додумать это самим. Человек на пороге нового жизненного этапа… Каким он будет?
К 40-летию Великой Победы Р.Н. Ермолиным было создано произведение «Никто не забыт» (1984) - живописный реквием всем солдатам, отдавшим свою жизнь во имя Родины. Кисти художника принадлежит целая портретная галереи ветеранов войны .Единственный женский образ в ней – портрет Марии Петровны Безносиковой, участницы 28-й Невельской стрелковой дивизии, медсестры, в которой автор постиг силу и человеческую мягкость, строгость и простоту характера.
Портрет Кирилла Матвеевича Чупрова (1975), кавалера трех орденов Славы отмечен жизнерадостностью характера. Вернувшись домой, К.М. Чупров выбрал самую мирную профессию – стал пекарем.
Работа «Воспоминания. М.А. Бабиков в с. Усть-Цильма» (1975) создана на конкретном историческом материале. На полотне изображены реальные жители села. Мы становимся свидетелями торжественной минуты – встречи односельчан с ветераном войны, Героем Советского Союза, Макаром Андреевичем Бабиковым.
В портретной галерее фронтовиков образ Северьяна Федоровича Панева (1975) один из самых трагичных. Он взывает к памяти сурового и героического военного времени. До сих пор бередят душу ветерана страшные воспоминания, болят раны.
Один из самых ярких портретов, в творчестве живописца «Ветеран с Печоры. Портрет Д.И. Тенькова» (1968). Автор создает тип композиционного портрета. Его герой, участник трех войн, – могучий старик, в расстегнутом овчинном тулупе и ушанке на голове, с окладистой бородой и мудрым взглядом, является хранителем патриархальных устоев и обычаев печорского края.
Тема войны – высокая тема. Она требует от художника обостренной гражданской позиции. Таково кредо живописца Рема Николаевича Ермолина, обозначенное им в одном из интервью: «…художник должен писать правду. Только правда должна быть простой и глубокой».
#сыктывкар#национальнаягалереяРК#лучшедома#Победа75#лицапобеды
Вы находитесь: