#ЛицаПобеды
Юрий Григорьевич Борисов – один из основоположников объемной пластики в Республике Коми. Родился Юрий Борисов 15 июля 1928 года в селе Турья Усть-Вымского района. До переезда к родственникам в Ленинград воспитывался у своей бабушки А.Н. Обросовой в селе Серегово. Оказавшись во время войны в Ленинграде, Юра был эвакуирован по Дороге жизни в деревню Толстиково Ляховского района Горьковской (ныне Владимирской) области. В 1944 году он возвратился в Ленинград.
Ю.Г. Борисов учился с 1946 по 1951 год в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной по специальности «ученый рисовальщик по художественной обработке металла» у Н.Н. Устинова. После окончания учебы Борисов приехал в Сыктывкар и работал с 1952 по 1957 годы в средних школах преподавателем рисования и черчения, одновременно пробуя себя в скульптуре и выставляясь на выставках. В 1958 году Борисов вступил в Союз художников СССР.
С самого начала своего творческого пути Борисов пробовал свои силы в самых разных материалах – гипс, дерево, эпоксидная смола, гранит. Первым из коми скульпторов обратился к металлу.
Юрий Борисов со своим другом и коллегой Владиславом Мамченко, выпускником Ленинградского училища им. В.И. Мухиной, также приехавшим в Сыктывкар по распределению, стали первыми профессиональными скульпторами Коми республики. Первые их совместные монументальные работы середины 1950-х годов были в духе укоренившихся стандартов: «Пионер» и «Пионерка» возле Дворца пионеров, «Шахтер», «Лесоруб» у Республиканского художественного музея, фигуры спортсменов возле Дома физкультурника на городском стадионе.
Творчество Борисова 1950-х – начала 1960-х годов отмечено тяготением к жанру исторического портрета. Его произведениям, выполненным в форме бюста, присущи хорошее знание эпохи, иконографического и документального материала, необходимая «узнаваемость». Так, на республиканской художественной выставке 1953 года была представлена работа, выполненная в соавторстве с В.Н. Мамченко, «Николай Оплеснин», посвященная известному в Коми Герою Советского Союза. Большинство скульптур предназначались для экспозиции краеведческого музея. Они были решены в плоскостной манере.
Для творчества Борисова характерным являлось обращение не только к образам индивидуально-конкретным, но и к обобщенным образам (так называемый «социальный типаж»). Первым решением этой темы стала выполненная в 1965 году в гипсе композиция «Строительница». Затем последовали убеждающие своей достоверностью «Каменщица» (1967), «Сплавщик» (1967), «Коми колхозница» (1969)
Скульптор часто обращался к известным героям Коми республики, таким, как поэт В.А. Савин, геолог А.А. Чернов, Герой Советского Союза С.М. Черепанов, воевавший на Волховском и Ленинградском фронтах.
На протяжении всего своего творческого пути Борисов вел поиск новых изобразительных возможностей. Одним из самых выразительных произведений Борисова стала лирическая композиция «Зарни Ань» (1969), воплотившая мотив материнской любви и нежности в статичной, монументальной скульптуре из гранита. Художник трудился над этим образом более 15 лет.
В последние годы жизни Борисов работал над мемориалом «Вечной Славы воинам-сыктывкарцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 годов». Работу завершил его коллега В.Н. Мамченко. Памятник был торжественно открыт в Сыктывкаре в 1984 году.
Большая часть творческого наследия художника находится в собрании Национальной галереи Республики Коми. Уникальность собрания не только в количестве произведений, но и в широте жанрового и тематического диапазона скульптора, разнообразии материалов.
#сыктывкар#национальнаягалереяРК#лучшедома#Победа75#лицапобеды
Вы находитесь: