15 декабря в Национальной галерее Республики Коми в рамках завершения работы выставки «Золотой век русского искусства. Живопись и скульптура XVIII - первой половины XIX века из собрания Государственной Третьяковской галереи» прошли ежегодные декабрьские чтения памяти Даниила Тимофеевича Яновича (1879-1940). Прозвучавшие доклады были посвящены творчеству русских художников XVIII – XX веков, вопросам изучения и атрибуции произведений из собрания Национальной галереи Республики Коми, исследованию книжных памятников, а также вопросам философского осмысления и презентации современного искусства.
Впервые в чтениях принимали участие специалисты Государственной Третьяковской галереи. Заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX века, доктор искусствоведения, автор монографии о русском художнике Михаиле Ивановиче Скотти Людмила Алексеевна Маркина рассказала об «итальянском жанре» в творчестве этого живописца и высказала предположения относительно атрибуции приписываемого ему произведения «Итальянка» из собрания НГРК. Доклад научного сотрудника отдела живописи XVIII - первой половины XIX века , кандидата искусствоведения Екатерины Борисовны Клементьевой был посвящен творчеству русской художницы XIX века Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной, чье художественное наследие оказалось утраченным или рассеянным по различным собраниям. В собрании Национальной галереи РК выявлены два ее крымских пейзажа, ранее считавшихся произведениями неизвестного художника середины XIX века.
Дискуссию вызвал доклад хранителя музейных предметов отдела живописи XVIII-первой половины XIX века, кандидата искусствоведения Ирины Геннадьевны Басовой, посвященный теме карточной игры в русском искусстве и редкой картине на этот сюжет из собрания НГРК «Плутовская игра». Картина, происходящая, как установила Ирина Басова, из знаменитой коллекции Ивана Евменьевича Цветкова, в собрание НГРК поступила под авторством А.Г. Венецианова, а ныне приписывается кисти И.Ф. Тупылева. Ирина Басова высказала сомнение в авторстве И.Ф. Тупылева и предположила, что автором картины может быть московский живописец Николай Алексеевич Синявский (1771-после 1835), имя которого неоднократно привлекало исследователей, но творчество известно только по трем работам. Слушателей заинтересовал вопрос, когда и кем была сделана надпись на подрамнике, сообщающая об авторстве И.Ф. Тупылева. В дискуссии приняла участие старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения Наталья Григорьевна Преснова, куратор проекта «Иван Цветков и его галерея. К 175-летию коллекционера». Она пояснила, что фамилия И.Ф. Тупылева уже имеется в списках Цветковской галереи, переданной после её закрытия в 1926 году в Государственную Третьяковскую галерею и Государственный Музейный фонд. Наталья Преснова рекомендовала провести технико-технологическое исследование полотна (рентгенограмму и макроскопию), и сопоставить его с сохранившимися произведениями Синявского и Тупылева.
Подводя итоги проекта «Золотой век русского искусства. Живопись и скульптура XVIII - первой половины XIX века из собрания Государственной Третьяковской галереи», участники чтений подчеркнули важность сотрудничества региональных музеев с Государственной Третьяковской галереей в области научных исследований. По словам Людмилы Алексеевны Маркиной, отдел живописи XVIII – первой половины XIX века организует множество выставок в разных городах России, однако подобный опыт участия в научных мероприятиях музеев-партнёров стал первым в его практике и будет продолжен на базе других музеев.