Программа Национальной галереи Республики Коми «Изобразительное искусство для детей»
Программа «Изобразительное искусство для дошкольников»
Программа направлена на обучение детей с 5-8 лет. Занятия в группе проходят 2 раза в месяц по 30-40 минут. По программе предусмотрено проведение экскурсий, лекций, интерактивных программ и мастер-классов на базе учреждения (или на базе галереи) для групп до 30 человек.
Изучение изобразительного искусства призвано осуществить одну из главных задач современного образования – воспитание всесторонне развитой личности, формирование у детей художественный способ познания мира, системы знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности. Акцент сделан на изучении отечественного декоративно-прикладного искусства и искусства художников Республики Коми с целью приобщить подрастающее поколение к наследию национальной художественной культуры.
Программа базируется на следующих принципах организации образовательной деятельности: доступности, систематичности и последовательности, преемственности, наглядности, связи теории с практикой, индивидуализации, результативности, сотрудничества, сочетания уважения и требовательности к ребенку.
Цель программы
Через произведения народных художественных промыслов и художников Республики Коми познакомить с красотой окружающего мира, творчески развить детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка, сформировать умение видеть, слышать, чувствовать, творить и сопереживать, осознанно относиться к искусству, быть развитой культурной личностью.
Задачи программы
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
1. Познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства;
2. Познакомить с декоративно-прикладным искусством;
3. Сформировать основы знаний о национальном художественном наследии;
4. Познакомить с основой реалистического рисунка, сформировать навык рисования с натуры, по памяти, по представлению в различных техниках.
Развивающие:
1. Развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого представления, пространственного мышления, визуальной грамотности, эстетического вкуса, колористического видения;
2. Развитие умения анализировать свою работу, рисунок;
3. Развитие мелкой моторики;
4. Формирование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;
5. Развитие внимания, памяти, воображения.
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
1. Сформировать умения устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
2. Сформировать уважительное отношение к искусству Республики Коми, России и мира;
3. Сформировать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
Методы обучения (конкретизируются по трём группам: словесные, наглядные, практические):
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала с применением художественного слова);
- интерактивный (проведение занятий с использованием элементов игры, живой беседы).
Примерный экскурсионно-тематический план занятий
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Тема |
Форма занятия |
Практическое занятие |
Необходимые материалы |
1. |
«Что такое музей?» |
Первое знакомство. Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Рисование «Я в музее» |
Бумага, цв. карандаши/фломастеры/краски и кисти |
2. |
«Добрых рук мастерство» |
Знакомство с русскими художественными промыслами. «Тарарушки-тарарушки –это русские игрушки». Дымковская игрушка. Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Рисование с помощью трафарета/раскраски/ лепка из пластилина |
Бумага/ Цв.карандаши/фломастеры/краски Пластилин |
3. |
«Добрых рук мастерство» |
Знакомство с русскими художественными промыслами. «Тарарушки-тарарушки –это русские игрушки». Каргопольская игрушка. Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Рисование с помощью трафарета/раскраски/ лепка из пластилина |
Бумага/ Цв.карандаши/фломастеры/краски Пластилин |
4. |
«Добрых рук мастерство» |
Знакомство с русскими художественными промыслами. «Тарарушки-тарарушки –это русские игрушки». Филимоновская игрушка. Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Рисование с помощью трафарета/раскраски/ лепка из пластилина |
Бумага/ Цв.карандаши/фломастеры/краски Пластилин |
5. |
«Добрых рук мастерство» |
Знакомство с русскими художественными промыслами. «Секреты мастеров мезенской росписи.» Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Рисование «Мезенская лошадка» |
Фломастеры: красный и чёрный |
6. |
«Добрых рук мастерство» |
Знакомство с русскими художественными промыслами. «Сказочные узоры Городца.» Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Рисование «Городецкий петушок» или «Городецкий цветок» |
Гуашь, кисти |
7. |
«Добрых рук мастерство» |
Знакомство с русскими художественными промыслами. «Золотая хохлома». Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Рисование «Хохломские узоры» (закладка) |
Акварель, кисти |
8. |
«Добрых рук мастерство» |
Знакомство с русскими художественными промыслами. «Эта звонкая сказка Гжель» Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Раскраска |
Цветные карандаши синего цвета |
9. |
«Добрых рук мастерство» |
Знакомство с русскими художественными промыслами. «Цветы Жостова». Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Игра «Жостовский поднос» |
|
10. |
«Добрых рук мастерство» |
Знакомство с русскими художественными промыслами. «Плат узорный». Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Рисование эскиза Павлово-Посадского платка |
Бумага (квадратный лист), карандаши/фломастеры |
11. |
«Жанры живописи» |
Знакомство с живописным пейзажем (пейзаж из коллекции Национальной галереи). Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Рисование |
Бумага, краски, кисти |
12. |
«Жанры живописи» |
Знакомство с живописным портретом (портрет из коллекции Национальной галереи). |
Рисование портрета с натуры |
Бумага, краски, кисти |
13. |
«Жанры живописи» |
Знакомство с живописным натюрмортом (натюрморт из коллекции Национальной галереи). |
Рисование натюрморта с натуры |
Бумага, краски, кисти/карандаши/фломастеры |
14. |
«Чем рисуют художники?» |
Знакомство с искусством графики. Беседа, творческая мастерская (п/з) |
Рисование разными графическими материалами |
Бумага (акварельная, ватман, картон…), простой карандаш, мелки, пастель и т.д. |
15. |
«Времена года» |
«Краски осени» Образ осени в изобразительном искусстве. Игра, беседа, мастер-класс |
Рисование/поделка |
|
16. |
«Времена года» |
«Зимушка-зима» Образ зимы в изобразительном искусстве. Игра, беседа, мастер-класс |
Рисование/поделка |
|
17. |
«Времена года» |
«Весенний калейдоскоп» Образ весны в изобразительном искусстве. Игра, беседа, мастер-класс |
Рисование/поделка |
|
18. |
«Времена года» |
«Лето, ах Лето!» Образ лета в изобразительном искусстве. Игра, беседа, мастер-класс |
Рисование/поделка |
|
19. |
«Мифы коми» |
Знакомство с героями и сюжетами коми мифологии через произведения художников В. Игнатова, А. Мошева. |
Мастер-класс «Амулет» |
Все материалы предоставляются |
20. |
«Традиции народа коми» |
Знакомство с традиционным укладом жизни народа коми: промыслами, ремёслами, кухней через живописные натюрморты и портреты художников Республики Коми. Интерактивная программа. |
Мастер-класс «Кукла Берегиня» |
Все материалы предоставляются |
21. |
«Образ Севера» |
Знакомство с природными зонами Коми края через живописные пейзажи художников РК. |
Мастер-класс «Шонди» |
Все материалы предоставляются |
Занятия адаптируются для разновозрастной аудитории. Принимаются заявки на тематические интерактивные занятия, не указанный в буклете. Программа составляется исходя их индивидуальной программы, режима и пожелания воспитателя.
Стоимость участия.
До 15 человек |
До 30 человек |
|
Мастер-класс |
150 р/группа |
200 р \группа |
Лекция/экскурсия |
100 р \группа |
200 р \ группа |
Интерактивная программа |
100 р\группа |
100 р \ группа |