- Афиша галереи на январь
- Выставка «Скульптор Владислав Никанорович Мамченко (1929-2006)»
- Выставка «Корабли Леона Рохина. Искусство судомоделирования»
- Афиша галереи на февраль
- Выставка «Уходящая Русь Сергея Добрякова»
- Лекция «Свободные женщины Востока: ...»
- Выставка «Встреча с другой красотой: образы женщин в работах художников из собрания Национальной галереи Республики Коми»
- Выставка «Диво рукотворное – великоустюгское»
- Афиша галереи на март
- Выставка «Оружие Победы»
- Концерт «О любви немало песен сложено…»
- Вокальный концерт «Bon voyage»
- Виртуальная выставка «Народный поэт Виктор Кушманов»
- Афиша галереи на апрель
- Концерт «Играем вместе»
- Концерт «Навстречу весне»
- Выставка «Один раз в год сады цветут»
- Выставка «Пушкин. Куратов»
- Выставка «Виктор Залитко / 1939-2012»
- Концерт выпускников Колледжа искусств Республики Коми
- Выставочный проект «Диалог»
- Концерт «Сверстницы»
- Афиша галереи на май
- Акция «Ночь музеев»
- Концерт «Хоровое дирижирование»
- Афиша галереи на июнь
- Выставка «Северный Дом»
- Выставка детского рисунка «Прикосновение к творчеству»
- V детский летний фестиваль Гамма красок
- Концерт выпускницы Колледжа искусств
- Выставка «Мастера акварели»
- Виртуальная выставка «Архитектурные ансамбли России: произведения художников из собрания Национальной галереи Республики Коми»
- Виртуальная выставка «Евгений Петрович Борисевич (1940 – 2003)»
- Выставка одного произведения «Святое Семейство со святой Екатериной»
- Афиша галереи на июль
- Выставка «Тишина вечности»
- Выставка «От капли воска до шедевра»
- Акустический концерт «Тембр лета»
- Выставка «Сторожевские самородки: Анатолий Латкин и Валерий Нечаев»
- Афиша галереи на август
- Выставка «Северный дом»
- Афиша галереи на сентябрь
- Межрегиональная выставка «Вокруг сарафана»
- Музейно-выставочный проект «Питер Пауэл Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко»
- Выставка «В соавторстве с огнём – художественная эмаль»
- Мастер-классы в преддверии выставки «Вокруг сарафана»
- Афиша Национальной галереи на октябрь
- Концерт скрипичной музыки
- Выставка мобильной фотографии «Миян Удора»
- Выставка «Сезон фотоохоты на особо охраняемых природных территориях»
- Ночь искусств «Как дома»
- Афиша Национальной галереи на ноябрь
- Выставка «Народные художественные промыслы России»
- Выставка «Аркадий Размыслов. Иные грани»
Виртуальная выставка "Художник, воплощавший мечты о прекрасном"
19 октября 2020 - 19 ноября 2020
«Одно только и есть счастье: творить».
Ромен Роллан
13 августа 2020 года художнику Вадиму Петровичу Кононову исполнилось бы 80 лет… Трудно говорить о нём в прошедшем времени…
Имя этого талантливого живописца уже давно и навсегда вписано в историю изобразительного искусства республики, где он жил и работал более полувека. С нами его произведения, которые хранятся в собрании Национальной галереи Республики Коми, в частных коллекциях почитателей его таланта.
Он приехал в Сыктывкар в 1968 году после окончания художественно-графического факультета Московского педагогического института и начал свой путь с преподавательской деятельности. На протяжении всей жизни он удивительным образом умел совмещать педагогическую работу с творчеством. Сегодня во многих городах и сёлах республики в учебных заведениях и учреждениях культуры работают его ученики.
У художника Кононова не было жанровых предпочтений. В начале своего творческого пути он любил писать пейзажи и натюрморты («Окна», 1979; «Ожидание», 1982; «Увядшие цветы», 1983), очень редко создавал портреты, как правило, тех, кого очень хорошо знал и с кем был близок. Уже в зрелом возрасте он обращается к сюжетно-тематическим произведениям. В любом жанре он был, прежде всего, исследователем, поражающим своего зрителя нестандартными композиционными и колористическими решениями. Задачи, которые он ставил перед собой в каждом конкретном случае, определяли композиционный, цветовой, образный строй и стилистику его произведений. Цвет в его работах – основной носитель эмоционального и образного содержания. Повинуясь воле автора, цвет на его полотнах превращался в свет, форма предметности – в форму состояний и ощущений. Порой художник воплощал свои изобразительные идеи языком интеллектуальных ассоциаций, символических смыслов и философских обобщений. Восприятие таких произведений предполагает активную внутреннюю работу зрителя, тем самым, приобщая его к сотворчеству, процессу увлекательному и дарящему радость открытий. Творчество художника Кононова характеризует сосредоточенность не на видимых формах окружающего мира, а на передаче своего мироощущения. Для большинства его работ характерно жизнеутверждающее начало и состояние совершенной любви и гармонии с миром.
Ожидание. 1982. Холст, масло. Из собрания НГРК.
Увядшие цветы. Натюрморт. 1983. Холст, масло. Из собрания НГРК.
В.П. Кононов – художник, который шёл своей дорогой в искусстве, не примыкая к каким-либо течениям. Будучи ещё молодым, он поставил перед собой задачу: «… стараться замечать только положительное, стремиться работать только над красивым, радостным, жизнеутверждающим». Далеко не все коллеги понимали и принимали его творчество. Был период, когда он считался, по его собственному выражению – одним из «художников-невидимок», тех, которых как бы не существовало: его работы не принимались строгим экспертным советом, не допускались на выставки, его долго не принимали в Союз художников, его не замечали искусствоведы. Он обладал большой внутренней силой, которая помогала с достоинством преодолевать все испытания, оставаться самим собой и творить.
В своих произведениях В.П. Кононов обращался к вечным темам. Прежде всего, это образ творческой личности – художника, писателя, музыканта и образ женщины, взаимоотношения мужчины и женщины, природа любви и страсти, одиночества. Ещё одну тему сам художник определял, как «отыскание божественного и его воспевание, песни Богу». Она находит воплощение, в первую очередь, в картинах природы, сюжетных композициях.
Автопортрет – «В зеркале интересов» (2004) – произведение, в котором Вадим Кононов открывается для мира и для самого себя. Серьёзное выражение лица, обращённый к нам внимательный взгляд, весь его облик, полны значительности – во всём чувствуются внутренняя сила и достоинство, яркий самобытный характер. В композицию включены изображения, обретающие характер знаков, складывающихся в некую формулу. Она даёт ключ к пониманию изобразительной идеи: кисти (в кувшине) – неизменный атрибут живописца; узнаваемый профиль автора (дублирующий его основное, выполненное в три четверти с объёмной моделировкой изображение) – плоскостное яркое пятно (в центре); зеркало, в котором отражается женская модель – один из основных объектов внимания художника; условное изображение Венеры – символа женственности. Так автор определяет значимость основных тем в своём творчестве.
В зеркале интересов. Автопортрет. 2004. Холст, масло. Из собрания НГРК.
В.П. Кононова отличало особое отношение к женщине. Он воспринимал женщину как совершенное творение создателя, источник вдохновения и стимул к творчеству. Женщина – это Вселенная, и потому «образ женщины – бесконечная область для вдохновенных поисков».
В картине «Ева перед деревом» (1989) живописец создаёт пространство, наполненное золотистым солнечным светом, насыщающим жизненной силой всё многообразие цветовых оттенков, из которых рождаются образы женщины и древа с сочными плодами. Автор не иллюстрирует библейское предание, он восхищается женщиной, прекрасной в её первозданной органичности… Это состояние передаётся зрителю и постепенно внимательному взгляду открывается, что стоящая к нам спиной Ева протягивает руку к запретному плоду познания, а очертания древа, соединяясь с силуэтом обнажённого женского тела, преображаются в … крест. Художник был убеждён, что каждый человек несёт по жизни свой крест. Мужской и женский крест, по его мнению понятия не тождественные.
Ева перед деревом. 1989. Холст, масло.
Удивительной притягательностью обладает его «Сусанна» (1992). Живописец, используя пластические возможности красного цвета, создаёт эротический образ обнажённой красавицы, совершающей омовение в бане, словно некое, исполненное высшего сакрального смысла действо. Её прекрасное тело, окутанное влажным, горячим паром, показанное в сложном ракурсе, концентрирует на себе всё внимание, оно наполнено энергией любви и страсти. Центр композиции выделен фантастически светоносными цветовыми акцентами… Не сразу вспоминается библейский сюжет из книги пророка Даниила о Сусанне и старцах. Их искажённые лица, изображённые полуразмытыми пятнами у правого края холста, не могут омрачить впечатления от созерцания той, которая создана природой, чтобы дарить любовь и быть любимой.
Сусанна. 1992. Холст, масло. Из собрания НГРК.
Образу любимой женщины посвятил художник свои самые проникновенные лирические произведения, в каждом из которых он открывает миру всё новые его черты. Он восхищается её обаянием и красотой: «Улыбка», «Зимой» (1997). Она – близкий ему по духу человек творческой профессии: «Пианистка» (1998). Она – его Муза, вдохновляющая на творческий поиск и превосходная модель для воплощения новых замыслов: «Коса» (1999), «С книгой» (2008). Она – хозяйка дома, которая создаёт уют и дарит счастье повседневности: «Зелёный чай» (2008), она – мать его сыновей – Арсения и Тимофея («Контражур», 2014). Невозможно со всей полнотой выразить в одном произведении все достоинства, которыми наделена эта женщина. Её имя – Любовь.
С книгой. 2008. Холст, масло. Из собрания НГРК.
Контражур. 2014. Холст, масло. Из собрания НГРК.
В.П. Кононов неизменно обращался к природе, как к неиссякаемому источнику вдохновения и одной из ведущих тем в своём творчестве. По его убеждению, в естественной природе наиболее органично раскрываются божественные проявления, которые улавливает чуткая душа художника и «воспевает» его кисть. В пейзаже художник бесспорное предпочтение отдавал природе Севера, с которым связал свою судьбу. Было время, когда он подолгу жил в коми деревне, работая над пейзажами: «Лето» (1974), «Август в деревне» (1978). Пришло время, и он построил за городом почти у самого леса дом, в котором живёт его семья.
Лето. 1974. Холст, масло.
В его пейзажах, ярких и красочных, мы чувствуем постоянное стремление к постижению внутренней жизни природы во всех её проявлениях. Они настраивают на созерцание и размышление. Художник обращается к своим любимым мотивам: лесная опушка, берёзовая роща, цветочная поляна, пруд, болотце в лесу, величественная северная река и тихая лесная речка, дачные, деревенские и городские виды… Используя богатые пластические возможности цвета, живописец выразительно передаёт различные состояния природы: летнего зноя («Жаркое лето», 2010) или прохладного и влажного осеннего пасмурного дня («Осень. Взгляд вверх», 2007); чудо преображения мира и свежесть первого снега («Начало зимы», 2009) или насыщенный влагой «Мокрый снег» (2010); весеннее тепло, пробуждающее животворящую энергию земли («Дача. Тепло апреля», 1982); напряжённость предгрозового состояния в атмосфере («Напряжённость в небе», 2009). Варианты колористических решений композиций о природе имеют широкий диапазон: от открытого цвета («У болота», 2005; «Осень на дачах», 2008; «Жаркое лето», 2010), до тончайших нюансов сближенных тоновых соотношений («Лето», 1974; «Август в деревне», 1978; «Тёплый снег марта», 1984).
Дача. Тепло апреля. 1982. Холст, масло. Из собрания НГРК.
У болота. 2005. Холст, масло.
Живопись Вадима Кононова – это мир гармонии цвета и света. И всё же выделяются произведения, в которых светоносность цвета особенно выразительна: в акварели – «Изгородь» (1984), «Сосны» (1983), в технике масляной живописи – «Фонарики» (1987), «Ева перед деревом» (1989), «Деловая женщина» (1990), «Графин» (1991), «Сусанна» (1992).
Игородь. 1984. Бумага. акварель. Из собрания НГРК.
Графин. 1991. Холст, масло. Из собрания НГРК.
С годами в творчестве В.П. Кононова помимо интимно-лирического направления всё более важное место занимают произведения на общественно-нравственную и духовную темы – «След предков» (1990), «Прохожие» (1997), «Над Вычегдой». Портрет Л.Н. Смоленцева (2001), «Диалог» (2002), «Память о деревне (2004), «Возвращение с Великой Отечественной войны в 1953 году» (2008), «Проповедь» (2009).
Проповедь. 2009. Холст, масло.
Воспоминания о своем родном селе Видогощи (Тверской области) нашли отражение в картине «Память о деревне» (2004). Композиция произведения выстроена таким образом, что зритель будто бы оказывается на главной улице села, ведущей к храму, вдоль которой по обеим сторонам стоят добротные деревянные избы и колодцы-журавли. Прямо навстречу зрителю правит лошадь конюх, сидящая на телеге девушка, чему-то улыбается. Чуть поодаль у своей избы беседуют «неразлучники»: старик со старухой (художник знал, что они всю жизнь прожили вместе в любви и согласии и умерли в один день). В ясном безоблачном небе летают птицы. Всё изображённое, – будто не материальное, а созданное лёгким вибрирующим мазком видение. По сути, художник представляет нам идеальный образ российской деревни середины прошлого века, с детских лет запечатлённый в его зрительной памяти и ощущениях.
Память о деревне. 2004. Холст, масло.
Тема Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, связанная с историей его семьи, и так похожая на судьбы многих солдат нашей страны, воплотилась в триптихе «Путь. Дороги войны» (1990).
Путь Дороги войны. Триптих. 1990. Холст, масло. Из собрания НГРК.
Памяти отца художник посвятил картину «Возвращение с Великой Отечественной войны в 1953 году» (2008). Петр Арсеньевич Кононов (1912 года рождения) ушёл на фронт добровольцем в народное ополчение, в одном из боёв попал в окружение и был пленён. После освобождения из плена и по возвращении на родину он отбывал наказание уже в советской тюрьме. И только амнистия, объявленная в связи со смертью Сталина, дала ему возможность вернуться домой. Эмоциональное звучание картины усиливает тёмный насыщенный фон, на котором изображены фигура человека, приближающегося к изгороди деревенского дома, и тюремная решётка: он вернулся «оттуда». Калитка открыта, входящего встречает лаем чёрный пёс. Но здесь, во дворе дома всё наполнено светом и жизнью. Светотеневые контрасты: солнечный двор и иссиня-чёрное небо, занимающее две трети холста, на котором начертана кровавая надпись «Родина», подчёркивают напряжённость и драматизм изображённого момента. Конкретный эпизод из жизни семьи автора обретает иное звучание в контексте политической истории нашей страны 1930 – 1950-х годов, он перерастает рамки частного события одной семьи: подобную трагедию пережили многие россияне.
Возвращение с Великой Отечественной войны в 1953 году. 2008. Холст, масло.
Размышления о времени и о себе, о судьбе человека творческой профессии нашли отражение в картине «Прохожие» (1997). Ставшее обычным с начала 1990-х городское явление – уличный музыкант. Прохожие слышат музыку, но не все подходят к сидящему на скамейке аккордеонисту, чтобы опустить монету или купюру в стоящую у его ног чашу. Линейный и цветовой ритм силуэтов прохожих, объединённых кистью художника в единое целое, ассоциируется со звуками аккордеона.
Прохожие. 1997. Холст, масло.
В своих картинах художник умел убедительно соединять несоединимое: реальность и фантазию. «Сон плотника» (2008) запечатлел мечту Вадима Петровича, визуализировавшуюся во сне в период его активной и напряжённой работы по возведению хозяйственных построек у дома. Очень правдоподобно смотрится высоко в ясном голубом небе бригада плотников, лихо сколачивающих детали некоего строения. Их слаженная работа приковывает внимание женщины и мальчика, которые находятся там, внизу на земле (это его жена и сын).
Сон плотника. 2008. Холст, масло.
Присущее В.П. Кононову чувство юмора нашло своё отражение во многих произведениях. Так, на первый взгляд лирическая тема «Прогулка с любимой» (1993) наполнена самоиронией: в образе огромного разъярённого быка, летящего прямо на зрителя, художник воплотил хорошо знакомое ему состояние, которое овладевает влюблённым темпераментным мужчиной в тот момент, когда он перехватывает чувственные взгляды других мужчин, обращённые на ЕГО любимую.
Прогулка с любимой. 1993. Холст, масло.
Картины «Снега 8-го марта» (1994) и «Жёлтые цветы» (2008) вызывают у зрителя улыбку. При внимательном рассматривании снега, тающего под тёплыми лучами весеннего солнца, и ярких цветов на лесной поляне возникает стойкая ассоциация с силуэтами обнажённых женских тел.
Снега 8-го марта. 1994. Холст, масло.
Должно быть, день будет удачным, если «Утро» (2000) начинается именно так. Художник эмоционально и образно характеризует своё состояние, щедро делясь со всем миром позитивной энергией. Как заливисто и звонко кричит петух! Рядом с ним, таким ярким, спокойно клюёт зёрнышки неприметная рябенькая курочка (её не сразу замечаешь), они будто единое целое. Смотришь на них, и отчего-то становится светло и радостно на душе. Доброго утра всем!
Утро. 2000. Холст, масло.
Порой в своих произведениях художник Кононов предлагал зрителю разгадать придуманную им загадку-головоломку. Попробуйте угадать, что изображено в его картине "На приколе" (2003). То ли это уголок северной природы, где в зеркальной глади реки отражается её высокий берег, вдали – тёмно-лиловая полоса леса, над которым в сгущающихся сумерках алеет вечерняя заря; на небе уже появилось ночное светило; низко, почти касаясь крылом земли, пролетает чайка; а на песчаном берегу, стоят на приколе две утлые лодки. А может это уголок интерьера мастерской художника со старым диваном, на который брошен кусок ткани, а на полу, у ножки дивана стоят любимые стоптанные, прохудившиеся кожаные туфли. На стене, над спинкой дивана – старенький выключатель: если нажмёшь на клавишу, услышишь резкий щелчок, и картинка исчезнет…
На приколе. 2003. Холст. масло.
Для творческой личности, будь то художник или поэт, очень важно, меняясь во времени, эволюционируя, не изменять самому себе. Последние персональные выставки Вадима Петровича Кононова – «Мечты о прекрасном» в Национальной галерее Республики Коми (2010) и «Живописные грёзы Вадима Кононова» в Центре культурных инициатив «Югор» (2018), где экспонировались произведения разных лет, представляющие разные грани таланта живописца, убеждают нас в том, что художник остался верен себе. Он творил, воплощая свои мечты о прекрасном, он был счастлив и щедро делился этим с миром.
скоро
Кураторы выставки:
Вот и сейчас в галереи организована одна из выставок - "Художник, воплощавший мечты о прекрасном"! где представлено творчество художника Вадима Петровича Кононова разных лет.
Очень интересное содержание выставки, логичное построение, интересный подбор картин. Описание полное, подробное, эмоциональное. Картины вызывают большой душевный отклик.
Виртуальные выставки –нужное и полезное начинание. Выражаю благодарность администрации Национальной галереи Республики Коми и лично куратору выставки Людмиле Михайловне Быстровой за уникальную возможность побыть в цветовом диапазоне художника Вадима Петровича Кононова, попасть в цветовую вибрацию его картин, воспринять реальность в спектре, пройти по пути мастера через цвет к свету.