- Афиша галереи на январь
- Выставка «Скульптор Владислав Никанорович Мамченко (1929-2006)»
- Выставка «Корабли Леона Рохина. Искусство судомоделирования»
- Афиша галереи на февраль
- Выставка «Уходящая Русь Сергея Добрякова»
- Лекция «Свободные женщины Востока: ...»
- Выставка «Встреча с другой красотой: образы женщин в работах художников из собрания Национальной галереи Республики Коми»
- Выставка «Диво рукотворное – великоустюгское»
- Афиша галереи на март
- Выставка «Оружие Победы»
- Концерт «О любви немало песен сложено…»
- Вокальный концерт «Bon voyage»
- Виртуальная выставка «Народный поэт Виктор Кушманов»
- Афиша галереи на апрель
- Концерт «Играем вместе»
- Концерт «Навстречу весне»
- Выставка «Один раз в год сады цветут»
- Выставка «Пушкин. Куратов»
- Выставка «Виктор Залитко / 1939-2012»
- Концерт выпускников Колледжа искусств Республики Коми
- Выставочный проект «Диалог»
- Концерт «Сверстницы»
- Афиша галереи на май
- Акция «Ночь музеев»
- Концерт «Хоровое дирижирование»
- Афиша галереи на июнь
- Выставка «Северный Дом»
- Выставка детского рисунка «Прикосновение к творчеству»
- V детский летний фестиваль Гамма красок
- Концерт выпускницы Колледжа искусств
- Выставка «Мастера акварели»
- Виртуальная выставка «Архитектурные ансамбли России: произведения художников из собрания Национальной галереи Республики Коми»
- Виртуальная выставка «Евгений Петрович Борисевич (1940 – 2003)»
- Выставка одного произведения «Святое Семейство со святой Екатериной»
- Афиша галереи на июль
- Выставка «Тишина вечности»
- Выставка «От капли воска до шедевра»
- Акустический концерт «Тембр лета»
- Выставка «Сторожевские самородки: Анатолий Латкин и Валерий Нечаев»
- Афиша галереи на август
- Выставка «Северный дом»
- Афиша галереи на сентябрь
- Межрегиональная выставка «Вокруг сарафана»
- Музейно-выставочный проект «Питер Пауэл Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко»
- Выставка «В соавторстве с огнём – художественная эмаль»
- Мастер-классы в преддверии выставки «Вокруг сарафана»
- Афиша Национальной галереи на октябрь
- Концерт скрипичной музыки
- Выставка мобильной фотографии «Миян Удора»
- Выставка «Сезон фотоохоты на особо охраняемых природных территориях»
- Ночь искусств «Как дома»
- Афиша Национальной галереи на ноябрь
- Выставка «Народные художественные промыслы России»
- Выставка «Аркадий Размыслов. Иные грани»
Виртуальная выставка "Вечно прекрасное"
16 июля 2021 - 15 августа 2021
Виртуальная выставка знакомит с творческим развитием темы «Скрытая красота», прозвучавшей в новой экспозиции, размещенной в залах Национальной галереи Республики Коми. Собранная из прославленных шедевров, принадлежащих крупнейшим музеям мира, виртуальная выставка представляет искусство Древней Греции, Италии, Испании, Франции, Фландрии и России с времен античности до середины 20 века. Зрительный ряд известных произведений изобразительного искусства позволит заметить, как менялись эстетические представления, с которыми каждый художник подходил к человеку своего времени, характер выразительных средств и художественных характеристик. Произведения выдающихся скульпторов и живописцев раскрывают идеалы красоты человека, характерные для различных эпох. Значительное место в представленных работах отведено прекрасной женщине. Красота прошлых веков продолжает покорять нас в произведениях искусства, как бы не изменялись наши вкусы и эстетические предпочтения.
Голова богини из Александрии. Конец IV- начало III века до н.э. Мрамор. Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Эпохой, в искусстве которой безраздельно господствовала красота человека, явилась культура Древней Греции. Впервые в истории человечества художник поставил выше всего разум и свои законы, создав самих богов по своему образу и подобию. Одним из излюбленных образов александрийской школы становится образ Афродиты, который утрачивает величавость олимпийского божества, приобретая утонченность, лиризм с оттенком легкой грусти.
Венера Милосская. Конец II века до н.э. Мрамор. Лувр, Париж.
Около 350 года до н. э. древнегреческий скульптор Пракситель вылепил обнаженную богиню, которая придерживала упавшие одежды. Скульптор не стремился к воплощению божественного величия, он восславил обаяние живой красоты и женственности. Статуя не сохранилась, но продолжала сиять во многих произведениях более позднего времени.
Аполлон Бельведерский. Ок. 330—320 до н. э. Мрамор (римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара. Оригинал утрачен). Музей Пия-Климента, Ватикан.
Начиная с эпохи Возрождения Аполлон Бельведерский считается высшим совершенством античной красоты. Искусствовед Б. Р. Виппер писал, что «главная пластическая ценность Аполлона Бельведерского… заключается в изящной гибкости его тела, в поразительной лёгкости его словно парящего шага…». Античная статуя изображает древнегреческого и древнеримского бога солнечного света Аполлона в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.
Сандро Боттичелли (1445-1510). Рождение Венеры. Фрагмент. Ок. 1485. Холст, темпера. Галерея Уффици, Флоренция.
В искусстве Возрождения стремление к красоте образа неизменно сочетается с индивидуальной выразительностью. Именно теперь, после многих веков враждебного пренебрежения, изображение нагого тела занимает главное место в искусстве. Словно волшебное видение предстает перед нами образ античной богини любви и красоты.
Джорджоне (1477-1510). Спящая Венера. Ок. 1508-1510. Холст, масло. Дрезденская картинная галерея.
Одним из самых поэтических и возвышенных изображений женской красоты во всем мировом искусстве является «Спящая Венера» итальянского художника Джорджоне. Богиня изображена на лугу, среди цветущей природы. В образе Венеры ощущается мягкость форм, музыкальность линии (мастер был замечательным лютнистом).
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Вирсавия. Ок. 1635. Дубовая доска, масло. Дрезденская картинная галерея.
По-новому сложно и многогранно становится изображение человека искусстве XVII века. Человек в искусстве теперь не мыслится вне окружающей его среды и вещей, помогающих его характеристике.
В картине «Вирсавия» нидерландского художника Рубенса художественные средства звучат в унисон, слагаются в торжественный праздничный гимн, прославляющий любовь, красоту, полнокровную радость бытия человека. Складки одежды и занавеса, падающие струи воды, изгибы арок дворца вторят движениям и очертаниям фигуры.
Диего Веласкес (1599–1660). Венера с зеркалом. Ок. 1647-1651. Холст, масло. Лондонская Национальная галерея, Лондон.
Предположительно, художник Веласкес написал «Венеру с зеркалом» во время своего визита в Италию, так как инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
Сальвадор Дали (1904-1989). Моя обнаженная госпожа, наблюдающая свою собственную внешность, крыльцо трех макушек одной колонны, балдахин и архитектурные превращения. Дерево, масло. 1945. Музей Сальвадора Дали, Фигерас.
Испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали называл эту женщину, ставшую частью его жизни и творчества, Гала – «праздник». Настоящее имя Галы Елена Девулина-Дьяконова. Дочь московского адвоката, она получила известность как жена Сальвадора Дали, именно в ней художник нашел свой идеал женщины, который позднее совпал с выбором постоянной модели для его работ.
Зинаида Серебрякова (1884-1967). Купальщица. 1911. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Первой картиной Зинаиды Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица», для которой ей позировала её сестра Катя. Художница попыталась создать образ, который связывался бы с представлением о здоровье и целомудрии человека.
Иван Кудряшов (1896-1970-?). Портрет (Портрет девушки). 1913. Холст, масло. Вятский художественный музей имени Васнецовых.
Работу такого рода можно было бы назвать «космической абстракцией», навеянной образами внеземных пространств.
Валентин Серов (1865-1911). Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Холст, темпера, уголь. Государственный Русский музей.
Танцовщицу Иду Рубинштейн называли ожившей героиней модерна. У нее была нестандартная внешность, которая по тем временам считалась весьма далекой от канонов красоты: очень высокая («длинная, как день без хлеба», – писали в миланских газетах), субтильная и угловатая («худощавая, как Дон Кихот», – говорил Луначарский). Тем не менее именно такой типаж как раз входил в моду в начале ХХ столетия за рубежом, и парижан декадентский образ роковой женщины сводил с ума.
Использованная литература.
1. Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов: жизнь и творчество: 1865-1911. - Москва: Искусство, 1980. - 547 с.: ил.
2. Дрезденская картинная галерея: альбом / гл. ред.: А. Барагамян; ред.-искусствовед М. Гордеева; авт. текста А. Майкапар. - Москва: Директ-Медиа: ИД "Комсомольская правда", 2011. - 95 с.: ил. - (Великие музеи мира).
3. Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице / авт.-сост. и авт. вступ. ст. В.П. Князева. - Москва: Изобразительное искусство, 1987. - 303 с.: ил.
4. Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых: 1910-2010: альбом к 100-летию со дня рождения Музея / сост. Л.С. Двинянинова и др.; авт. текста Л.Б. Горюнова. - Киров: Вятское книжное издательство, 2009. - 280 с.: ил.
5. Красота человека в искусстве: альбом / авт. текста и сост. И. А. Кузнецова. - 2-е изд., доп. - Москва: Искусство, 1980. - 223 с.
6. Леонардо да Винчи, 1452-1519: альбом / авт. текста К. Егорова. - Москва: Директ-Медиа, 2009. - 48 с. - (Великие художники).
7. Лондонская Национальная галерея: альбом / гл. ред. А. Барагамян; ред.-искусствовед М. Гордеева; авт. текста: А. Майкапар. - Москва: Директ-Медиа: ИД "Комсомольская правда", 2011. - 95 с.: цв.ил. - (Великие музеи мира).
8. Лувр: альбом / гл. ред. А. Барагамян; ред. - искусствовед М. Гордеева. - Москва: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2011. - 96 с.: ил. - (Музеи мира).
9. Музеи Ватикана. Рим: альбом / сост. и авт. текста З. Борисова. - Москва: Изобразительное искусство, 1974. - 242 с.: ил. - (Музеи мира).
10. Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность. - Москва: Республика, 1992. - 162 с.: ил.
11. Эстон М. Ренессанс. - Москва: Белый город, 1997. – 367 с.: ил. - (Энциклопедия мирового искусства).
скоро
Кураторы выставки:
Комментарии (0)