Вы находитесь:
2024

Виртуальная выставка «Архитектурные ансамбли России: произведения художников из собрания Национальной галереи Республики Коми»
10 июня 2024 - 10 июля 2024

12 июня мы отмечаем День России. В рамках праздника предлагаем взглянуть на хранящие историю архитектурные достопримечательности нашей страны сквозь призму художественных произведений из собрания Национальной галереи Республики Коми. Живописные, графические, по большей части пленэрные работы демонстрируют нам не только облик архитектурных ансамблей, но и рассказывают о художественных подходах и решениях, применяемых авторами в создании произведений.

Архитектура кремлей России

Россия славится архитектурными ансамблями и крепостными сооружениями. Кремль, называвшийся до 14 века «детинец», представляет собой строение с укрепленной стеной, в которое может входить княжеский дворец, главные каменные храмы, усадьбы феодальной знати и ремесленные мастерские, обслуживавшие княжеский двор.

Самый известный кремль, украшающий облик столицы России, вдохновлял многих русских живописцев на создание городских пейзажей. На полотнах Федора Алексеева, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи, Бориса Кустодиева и других именитых художников мы можем увидеть значимый символ нашей страны – Московский Кремль. В собрании Национальной галереи Республики Коми хранится произведение художника, одного из основателей графики «сурового стиля», Виктора Николаевича Вакидина (1911 - 1991) с изображением Соборной площади Московского Кремля. На графическом листе можно увидеть Успенский собор и колокольню Ивана Великого. Издревле в Успенском соборе, построенном в 1475–1479 годах, венчали на царство и короновали российских государей.

Arhitekturnye-ansambli-1.jpg

Вакидин В.Н. В Кремле. 1960 – 1969. Бумага, линогравюра. Из собрания НГРК.

Россия богата крепостными сооружениями, одно из которых находится в Ростове. На этюдном листе коми художника Николая Александровича Лемзакова (1916 - 1993) изображена кремлёвская стена старинного города и стаффажные фигуры людей, прогуливающихся вблизи одной из 11 башен. Ростовский кремль был построен в 1650 - 1680-е годы. Автор произведения создал цикл этюдов по итогам поездки в Ростов.

Arhitekturnye-ansambli-2.jpg

Лемзаков Н.А. Этюд Кремлевская стена. Из серии «Ростовский Кремль». 1960 – 1966. Бумага, акварель. Из собрания НГРК.

Arhitekturnye-ansambli-3.jpg

Лемзаков Н.А. Круглая башня. Из серии «Ростовский Кремль». 1960 – 1966. Бумага, акварель. Из собрания НГРК.

Arhitekturnye-ansambli-4.jpg

Лемзаков Н.А. Въезд в Кремль. Из серии «Ростовский Кремль». 1960 – 1966. Бумага, акварель. Из собрания НГРК.

В коллекции Национальной галереи Республики Коми хранится около 33 работ московского иллюстратора Николая Александровича Шишловского (1907 - 1984). Большая часть произведений автора в собрании галереи пронизана архитектурными мотивами, на которых изображены исторические места разных городов России. Одним из таких мест стал Ярославский кремль – древнейшая часть Ярославля, расположенная на высоком мысе при слиянии рек Волги и Которосли. В начале XI века здесь была построена крепость, ставшая ядром нового города.

Arhitekturnye-ansambli-5.jpg

Шишловский Н.А. Фрагмент Ярославского Кремля. Бумага, пастель. 1967. Из собрания НГРК.

Arhitekturnye-ansambli-6.jpg

Шишловский Н.А. Кремлевская стена в Ярославле. Бумага, пастель. 1967. Из собрания НГРК.

Николай Александрович Шишловский родился в городе, где находится один из самых старинных кремлей России – в Горьком (Нижнем Новгороде). На графическом листе мы можем увидеть архитектурный пейзаж с изображением крепостной стены и одной из башен Нижегородского кремля.

Как свидетельствует летопись, в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем был основан Нижний Новгород, защитой которому служили деревянно-земляные укрепления. Позже, в 1508 году, по инициативе Василия III в городе началось масштабное строительство каменного кремля. Стены и башни кремля сложены из большемерного красного кирпича, а крыша и по сей день выложена деревянными досками.

Arhitekturnye-ansambli-7.jpg

Шишловский Н.А. Кремль в Горьком. 1980. Бумага, гравюра. Из собрания НГРК.

Архитектура монастырей России

Кроме изображения крепостных комплексов России, Шишловский писал архитектурные пейзажи монастырей. Его интересовала не только внутренняя сторона монашеской жизни, но и эстетическая, любование архитектурой храмов.

На пастельном, этюдном графическом листе Н.А. Шишловского изображен Саввино-Сторожевский монастырь, который находится недалеко от Москвы, в городе Звенигород. На территории монастыря сохранены памятники архитектуры XV-XVII веков. Также на территории находятся палаты царя Алексея Михайловича и Царицыны палаты. Монастырь был основан в 1398 году прп. Саввой, одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. При царе Алексее Михайловиче территория монастыря стала загородной царской резиденцией.

Arhitekturnye-ansambli-8.jpg

Шишловский Н.А. Савино-Сторожевский монастырь. 1968. Бумага, пастель. Из собрания НГРК.

В коллекции Национальной галереи Республики Коми хранится живописный пейзаж, выполненный в оливково-сером колорите, с изображением Соловецкого монастыря, созданный художником Генрихом Матвеевичем Манизером (1847-1925). Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь расположен на Соловецком острове в Белом море. Монастырь возник в 1420 - 1430-х годах, отстроен в камне трудами святителя Филиппа.

Автор архитектурного пейзажа Генрих Матвеевич Манизер (1847 – 1925) является русским живописцем и выпускником Императорской Академии Художеств. Был педагогом графики, живописи в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Писал полотна на библейские и мифологические сюжеты, портреты, бытовые композиции, батальные сцены и пейзажные композиции.

Arhitekturnye-ansambli-9.jpg

Манизер Г.М. Соловецкий монастырь. 1967. Холст, масло. Из собрания НГРК.

В технике пастели художница Татьяна Васильевна Васильева (1946 г.р.) изобразила Горицкий Успенский монастырь, который находится в городе Переславле-Залесском. Татьяна Васильева известна как художник-график, работающий в разных стилях, техниках и жанрах.

Arhitekturnye-ansambli-10.jpg

Васильева Т.В. Горицкий монастырь. 1992. Картон, пастель. Из собрания НГРК.

Архитектура церквей России

В собрании Национальной галереи Республики Коми хранятся несколько произведений московского живописца, графика и педагога Сергея Георгиевича Чернышёва (1952 – 2023) из серии «Шедевры московской архитектуры», на которых изображены известные церкви столицы. На графическом листе представлен архитектурный пейзаж с видом на Храм Василия Блаженного. Перед церковью - группа людей, а в левой части композиции изображен памятник защитникам русской земли - Минину и Пожарскому.

По преданию, церковь появилась в память о московском чудотворце Василии Блаженном, который проповедовал милосердие и любовь к ближним. Распорядился о строительстве церкви сын Ивана Грозного Федор Иоаннович. Однако до сих пор доподлинно неизвестно имя архитектора, построившего храм в честь святого.

Arhitekturnye-ansambli-11.jpg

Чернышев С.Г. Храм Василия Блаженного. Из серии «Шедевры московской архитектуры». 1984-1987. Бумага, резцовая гравюра. Из собрания НГРК.

На следующем графическом листе Сергея Георгиевича Чернышёва изображен московский Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Здание храма архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических храмов - образец раннего московского барокко. Нынешнее здание храма возведено в 1690—1694 годах на средства Льва Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, в честь ознаменования победы над войсками польского королевича Владислава. Информации об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик.

Arhitekturnye-ansambli-12.jpg

Чернышев С.Г. Церковь Покрова в Филях. Из серии «Шедевры Московский архитектуры». 1989. Бумага, резцовая гравюра. Из собрания НГРК.

Величественный Казанский собор изображен на графическом листе первого коми профессионального живописца и архитектора Александра Викентьевича Холопова (1880 – 1942). Художник получал образование Московском училище живописи, ваяния и зодчества сначала на живописном отделении, затем на архитектурном (учился у Л. М. Браиловского). В 1907-1913 гг. продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств, занимался в мастерской Л. Н. Бенуа. Александр Викентьевич не только разрабатывал архитектурные конструкции, но и изображал существующие архитектурные ансамбли, как например, Казанский собор.

Обращаясь к истории появления собора, стоит отметить, что в 1799 году по указу Павла I был открыт конкурс на лучший проект будущего храма, который предполагалось построить на месте церкви. Требованием императора было включение в храмовый комплекс колоннады. Начало основания Казанского собора пришлось на 1801 год, поскольку именно в этом году в присутствии императора Александра I и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны было заложено начало строительства. После Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал символом победы над армией Наполеона.

Arhitekturnye-ansambli-13.jpg

Холопов А.В. Перспектива к колоннаде Казанского собора.1940. Бумага, акварель, тушь, перо. Из собрания НГРК.

Городская историческая архитектура

Архитектуру городского исторического здания можно увидеть на графическом листе Н.А. Шишловского «Торговые ряды в Угличе». Город Углич, расположенный на Волге, исторически был торговым городом. Купеческие ряды появились в конце XVIII века, а в XIX веке получили обрамление в виде арочной галереи. В нижних этажах торговых рядов располагались лавки, в верхних – гостиницы, меблированные комнаты, конторы.

Arhitekturnye-ansambli-14.jpg

Шишловский Н.А. Торговые ряды в Угличе. 1967. Бумага, фломастер, акварель. Из собрания НГРК.

На следующем графическом листе изображена парадная арка, встречающая идущих к зданию Зимнего дворца. Автором работы является ленинградский художник-график, профессор Академии художеств, заслуженный деятель искусств Вадим Вячеславович Смирнов (1925 – 1990). Художник-пейзажист особенно увлечённо работал в заповедных местах, вдохновлённый их красотой и спокойствием, а также писал городские пейзажи.

Арка Главного штаба в Санкт-Петербурге была создана по проекту Карла Росси и открыта в 1828 году. Она завершает ансамбль Дворцовой площади, связывая два крыла здания Главного штаба. Со стороны Дворцовой площади над аркой на высоте 36 метров парит триумфальная колесница, запряженная шестеркой коней. Их сдерживают двое воинов в римских доспехах, а на колеснице стоит крылатая богиня победы Ника, в ее руках лавровый венок - символ славы нашей страны.

Arhitekturnye-ansambli-15.jpg

Смирнов В.В. печатная графика «Арка Главного Штаба». 1959. Бумага, цветная литография. Из собрания НГРК.

В продолжении тематики архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга представлена работа советского гравёра, живописца и педагога Павла Александровича Шиллинговского (1881 -1942) с изображением Ростральной колонны северной столицы.

В офортах и ксилографиях (пейзаж, портрет) автор обращался к наследию классической гравюры (в основном А. Дюрера). В 1923 году художник создал альбом ксилографий «Петербург. Руины и возрождение» (1922 - 1923). Один из оттисков гравюры из данной серии находится в коллекции Национальной галереи Республики Коми.

Ростральные колонны является архитектурным сооружением в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию фонарей порта столицы. Две ростральные колонны были возведены в 1805 - 1810 годах по проекту французского архитектора Тома де Томона. У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространённой гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов.

Arhitekturnye-ansambli-16.jpg

Шиллинговский П.А. Петербург. Ростральная колонна и Биржа. Петербург. Ростральная колонна и Биржа. 1923. Бумага, гравюра на дереве. Из собрания Национальной галереи РК.


Куратор выставки — Ангелина Терещук

Комментарии (0)

Добавить комментарий