Старообрядческая икона Нижней Печоры
Проект «Старообрядческая икона Нижней Печоры»
В 2015-2016 г. в Национальной галерее Республики Коми при поддержке гранта РГНФ (проект № 15-14-11002/15) и Правительства Республики Коми в рамках совместного регионального конкурса научных проектов «Русский Север: история, современность, перспективы» реализован научно-исследовательский проект «Старообрядческая икона Нижней Печоры». Руководитель проекта – заместитель директора по научной работе Плаксина Наталия Евгеньевна
Реализация проекта позволила собрать обширный научный материал, отражающий различные аспекты происхождения и бытования иконы на Нижней Печоре в тесной связи с историей поморского старообрядчества. Изучен значительный комплекс письменных источников (делопроизводственной документации органов светской и духовной власти, статистических источников, документов личного происхождения, в том числе материалов экспедиций на Нижнюю Печору, писем исследователей старообрядческой духовной культуры) из различных хранилищ Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Петрозаводска, Сыктывкара. Обследован большой круг визуальных источников: культовых предметов старообрядческой художественной традиции, в том числе: живописных икон, предметов медного художественного литья, комбинированных предметов, сочетающих деревянную основу и меднолитую пластику, деревянной резной пластики (икон, крестов) с изображением Голгофского креста, настенных листов религиозного содержания (т.н. «старообрядческий лубок»), книжной миниатюры из государственных и частных собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Петрозаводска, с. Лешуконское, с. Усть-Цильмы и Усть-Цилемского района, Сыктывкара, а также фотоматериалов экспедиций на Нижнюю Печору конца XIX - середины XX вв., отражающих бытование культовых предметов.
Результаты проекта позволяют говорить об определяющем влиянии Выгореции в формировании комплекса произведений старообрядческой художественной традиции на Нижней Печоре и о важной роли духовного центра нижнепечорского старообрядчества Великопоженского скита в осуществлении этого влияния и продолжении художественных традиций Выга.
Введены в научный оборот новые источники по истории Великопоженского скита и его связей с Выго-Лексинским общежительством с первой четверти XVIII в. до середины XIX в., подтверждающие определяющую важность молитвенных образов, освященных в Выгорецкой киновии, для староверов поморского согласия, и преимущественно привозной характер предметов культа. Вместе с тем, под влиянием художественных традиций Выго-Лексинского общежительства на Пижме сформировался собственный центр изготовления резных икон и крестов с изображением Голгофского креста, обладающих ярко выраженным своеобразием.
Получены новые данные, существенно дополняющие сведения о Великопоженском ските в разные периоды его истории. Особенно полно реконструирована история Великопоженского скита в один из самых драматичных периодов истории старообрядчества с 1830-х до 1860-х гг. Не удалось выявить источники по истории скита во второй половине XVIII в., а также обнаружить какие-либо дополнительные документальные подтверждения существования в скиту иконописной мастерской. Таким образом, свидетельство епископа Архангелогородского и Холомогорского Антония о занятиях жителей Великопоженского скита «писанием икон» в 1857 г., пока остается единственным доказательством существования местного иконописания.
Изучение контактов великопоженских староверов с Выгом позволило получить новые сведения о повенецких иконописцах и мастерах-литейщиках первой половины – середины XIX в., и о путях распространения выговских предметов культа среди одноверцев после закрытия скита в середине XIX в.
Реализация проекта дала возможность провести работу по поиску памятников старообрядческой художественной культуры, происходящих с Нижней Печоры, в музейных собраниях за пределами Республики Коми. В частности, в собрании научной библиотеки Российского Этнографического музея обнаружены четыре настенных листа XVIII- начала XX в., подаренные Русскому музею усть-цилемским крестьянином старообрядцем И. А. Булыгиным. В собрании Государственного Русского музея и Российского Этнографического музея выявлены резные кресты и иконы, созданные на Пижме. К настоящему времени обследованы (включая обмер, описание, фотофиксацию) 16 памятников пижемской резной пластики, в том числе 5 крестов и 11 резных икон из различных частных и музейных собраний.
Выявлен обширный материал об иконном убранстве храмов и часовен Нижней Печоры и его происхождении, о почитаемых святынях края, о почитании образа святителя Николая Чудотворца на Нижней Печоре и о многом другом.
Научные результаты проекта озвучены на 7 научно-практических конференциях, в том числе 3 международных, 1 межрегиональной, 2 всероссийских, 1 республиканской. Подготовлено к публикации 10 научных статей, из них 6 статей опубликовано в 2016 г., 4 - приняты к публикации в 2017 г. Работа по осмыслению и публикации полученных результатов исследования будет продолжена.
Список публикаций, подготовленных в рамках проекта:
-
Плаксина Н.Е. Меднолитая пластика Нижней Печоры // Третьи Мяндинские чтения. Сборник научных трудов по материалам всероссийской научной конференции. (8-9 июля, г. Сыктывкар.) Отв. ред Т.Ф.Волкова : ФГБОУ ВО «СГУ им. П.А. Сорокина» - Сыктывкар. Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2016. С. 106-116
-
Плаксина Н.Е. Икона в старообрядческих скитах Мезенского уезда по следственным документам XVIII в. из Государственного архива Архангельской области // Российский Север и Арктика: история, традиции, образы (к 150-летию А.А. Борисова). Архангельск. 2016. - С. 270-278
-
Плаксина Н.Е. Великопоженский скит в период правления Николая I // Известия Коми научного центра Уро РАН. 2016. № 2(26). С. 75-85.
-
Плаксина Н.Е. Почитание икон на Нижней Печоре: Тезисы// Роль науки в решении проблем региона и страны: фундаментальные и прикладные исследования. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 70-летию КарНЦ РАН (г. Петрозаводск, 24-27 мая 2016 г.). Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2016. - С. 477-478
-
Плаксина Н.Е. Почитание старинных икон в Пустозерской волости Мезенского уезда. По письменным источникам первой четверти XIX в. // Вестник архивиста. 2016. № 4. С. 25-38.
-
Плаксина Н.Е. История церкви во имя Пророка Илии и Воздвижения Креста Господня в д. Среднее Бугаево в контексте почитания икон на Нижней Печоре // Двадцать третья годичная сессия Ученого совета Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина (Февральские чтения): сборник материалов. Текстовое научное электронное издание на компакт-диске / отв. ред. Н.С. Сергиева. Сыктывкар. Издательство СГУ им. Питирима Сорокина . 2016. С. 838-843.
-
Плаксина Н.Е. Цилемские рудники в контексте истории старообрядчества на Нижней Печоре // Вестник Северного Арктического федерального университета (САФУ) – на рецензировании.
-
Плаксина Н.Е. Старообрядческий рисованный лубок на Нижней Печоре: к вопросу о происхождении и бытовании // Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии. – принята к публикации в 2017 г.
-
Плаксина Н.Е. Фотоматериалы экспедиций на Нижнюю Печору как источник по истории старообрядческой духовной культуры // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Роль визуальных источников в изучении региональной истории». Публикация 2017 г.
-
Плаксина Н.Е. Дело крестьянина Повенецкого уезда Петра Хухорова: к вопросу о производстве и распространении поморского медного литья в середине XIX в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Сборник материалов XII Международной конференции. Октябрь-ноябрь 2017.
Дополнительную информацию о проекте, запущенном в 2012 году, вы сможете узнать здесь: http://www.ngrkomi.ru/ourProjects/7/
Старообрядческий наставник. Кадр из документального фильма «Там, за рекой Печорой…».Леннаучфильм. 1971. Режиссер М.Д. Игнатов.
Домашняя моленная. Усть-Цилемский р-н. Фото Н.Е. Плаксиной. 2012
Икона «Святитель Никола Чудотворец». Дерево, темпера, золочение. Середина XIX в. Частное собрание
Резная икона «Голгофский крест с орудиями страстей». Дерево, резьба, краска. Великопоженский скит. XIX в. Национальная галерея республики Коми
Икона «Деисус». Медный сплав, литье, эмаль. Пижемский историко-этнографический музей.