Старообрядческая икона
Проект «Старообрядческая икона Нижней Печоры (опыт комплексного изучения)»
Летом
В ходе экспедиции были обследованы населенные пункты по р. Цильма (села Трусово и Филиппово), р. Пижме (деревни Скитская, Степановская, Замежная), а также Усть-Цильма и д. Гарево. Были посещены частные домовладения, опрошены информанты. Обследованы все наиболее значимые государственные, общественные и частные собрания Нижней Печоры, в том числе, собрания Усть-Цилемского историко-мемориального музея А.В. Журавского и его филиала Пижемского историко-этнографического музея. Исследователи получили возможность описания собраний молитвенных домов с. Замежное и с. Усть-Цильма, часовни на месте сожжения Великопоженского скита в д. Скитская и обетногоамбарца на кладбище д. Скитская. Были обследованы кладбища д. Степановская и д. Скитская. Кроме того, было посещено месторождение красной и желтой охры (т.н. «краски») на горе Кокур возле д. Скитская и взяты пробы охр.
Полевые исследования показали, что на территории Усть-Цилемского района представлен весь комплекс обрядовых предметов, характерных для старообрядцев беспоповского согласия: живописные иконы, иконы-врезки (живописные иконы с врезанными литыми крестами), медное художественное литье (кресты, иконы, складни), а также доски с врезанными предметами медного литья, деревянная резная пластика (иконы и кресты) с изображением Голгофы. В ходе экспедиции было зафиксировано устройство домашних божниц, иконостасов в часовне и молитвенных домах. Произведена фотофиксация, обмеры памятников, составлены научные паспорта на живописные иконы, включающие в себя основные атрибуционные данные: иконография, предположительное время и место создания, техника, материалы, размеры, общее описание сохранности, надписи, печати. Собранный полевой материал позволяет достаточно полно реконструировать роль и место иконы в обрядах жизненного цикла старообрядцев Нижней Печоры, проанализировать типологический, иконографический, стилистический состав бытующих на данной территории памятников, проследить пути проникновения иконы на Нижнюю Печору, выделить круг памятников, связанных в своем создании и бытовании с Великопоженским скитом. Необходима дальнейшая работа по систематизации и осмыслению собранного материала, его сопоставлению с памятниками из других музейных собраний, а также поиск в архивах документальных свидетельств о деятельности Великопоженского скита, которые позволили бы понять его роль в формировании иконописной культуры Нижней Печоры.
Месторождение охр на горе Кокур по р. Пижме
Интерьер часовни на месте сожжения Великопоженского скита, д. Скитская
Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Конец XVIII в. – начало XIX в.